В настоящее время для оценки качества окружающей среды часто употребляют два основных термина:
мониторинг и контроль. Механизмы экологического контроля и мониторинга настолько тесно связаны, что это даёт основание порой рассматривать экологический мониторинг подвидом, составной частью экологического контроля. Однако это не так. Экологический контроль и экологический мониторинг являются самостоятельными институтами. Если экологический контроль можно определить как контроль за охраной окружающей среды,т.е. контроль за деятельностью, то экологический мониторинг – контроль за состоянием окружающей среды.Помимо институционального понимания, экологический контроль и мониторинг рассматриваются как функции экологического управления. С помощью указанных функций органы государственной власти и местного самоуправления получают сведения о состоянии окружающей среды и могут выявить и пресекать нарушения экологического законодательства, привлекать виновных лиц к юридической ответственности.
|
|
Федеральный закон об охране окружающей среды выделяет четыре вида экологического контроля: госу-
дарственный, муниципальный, общественный, производственный.
Государственный экологический контроль осуществляют:
• федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования) и его территориальные органы;
• органы санитарно-экологического надзора Российской Федерации и органы различных министерств и
ведомств.
Главными задачами государственного экологического контроля являются:
• проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
• выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о
развитии хозяйственной и иной деятельности;
• проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и каче-
ства окружающей среды.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образова-
ния осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными на то органами.
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреж-
дений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
|
|
Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, ведомственный и общест-
венный.
Государственный экологический контроль носит надведомственный характер, осуществляется за всеми
объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и подчине-
ния.
Ведомственный экологический контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей
отрасли. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определённых
общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности не касаются данной сферы.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объ-
единениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяют предупредительный, текущий, последую-
щий экологический контроль.
Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяй-
ственной или иной деятельности. Он осуществляется путём согласования проектной документации, получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.
Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной
деятельности.
В зависимости от формы экологического контроля выделяют:
• информационный экологический c2контроль – сбор и анализ экологической информации, необходимой
для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды;
• карательный экологический контроль заключается в принятии мер государственного принуждения к
юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство.
В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий выделяют:
• инспекционный экологический контроль – посещение субъектов хозяйственной и иной деятельности
независимо от организационно-правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружающей среды, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации;
• аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных;
• инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анали-
зов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями.
Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны
окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учётом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.