Процедура обработки и интерпретации результатов проводитсся на следующих уровнях:
- к о л и ч е с т в е н н а я интерпретация (психометрическая) – подсчет IQ. Определение IQ складывается из следующих этапов:
1. начисление баллов за каждое задание по каждому субтесту;
2. суммирование баллов по каждому субтесту и получение таким образом сырых (предварительных) оценок, их внесение в регистрационный лист;
3. преобразование сырых оценок в шкалированные (с помощью специальных таблиц для каждого возрастного интервала), внесение полученных оценок в регистрационный лист;
4. суммирование шкалированных оценок отдельно по группам вербальных и невербальных субтестов и получение таким образом вербальной и невербальной оценок, суммирование этих оценок и получение таким образом полной шкалированной оценки, внесение данных оценок в регистрационный лист;
5. нахождение IQ вербального, невербального и общего (с помощью специальных таблиц) и внесение этих показателей в регистрациооный лист.
Интерпретация IQ-показателей по WISC проводится в соответствии с приведенными ниже нормами:
IQ-показатель | Качественные уровни | % |
141 – 170 | Умственная одаренность | |
116 – 140 | Повышенные умственные способности | 15-16 |
85 – 115 | Умственная норма | |
70 – 84 | Понижение умственные способности | 15-16 |
69 – и ниже | Различные степени умственной отсталости | 4-5 |
- к а ч е с т в е н н а я интерпретация – анализ структуры уровня развития определенных функций интеллекта. Проводится сопоставление результатов по вербальным и невербальным заданиям, что имеет диагностическое и прогностическое значение (В. Лубовский, 1989). Составляется индивидуальный “профиль интеллекта ” – график, на котором отмечаются оценки выполнения субтестов. Качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за испытуемым в ходе обследования и прочей диагностической информации (анамнез и др.) позволяет дать комплексную оценку интеллектуально-личностных особенностей испытуемого (составить психологическое заключение).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 51 – 59.
2. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996. – С. 53 – 70.
3. Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха, - Киев, 1992. – 133 с.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – С. 41 – 48.
5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: Фолиум, 1999. – С. 3 – 16.
6. Основы психодиагностики / Под. ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 288 – 291.
7. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 67 – 69.
8. Сараев С.Я. Исследование интеллектуальных функций у глухих школьников при помощи шкалы Векслера // Дефектология. – 1988. - № 6. – С. 17.
9. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 1979. - № 6. – С. 16.