Содержание знаний о неживой природе в программе «пралеска»

Программа «Пралеска» предусматривает следующий объем знаний по ознакомлению детей с неживой природой.

Младший дошкольный возраст.

♦ Знакомить со свойствами воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. в играх.

♦ Знакомить с яркими признаками сезонов (осенние листья, снег, цветение растений и др.).

Средний дошкольный возраст.

■ Учить отличать и называть день, ночь; основные состояния погоды: ветер, дождь, снег, пасмурно, солнечно.

■ Обращать внимание ребенка на простейшие связи между явлениями: идет дождь - на улице лужи, солнышко светит - нагрелся камень и др.

Свет. Тепло. Вода. Воздух. Почва (песок, камни, глина).

■ Учить отличать и называть свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д.

■ Расширять и обогащать представления детей об объектах и явлениях неживой природы в различных видах деятельности.

Программа «Пралеска» ставит следующие задачи, касающиеся знаний неживой природы в старшем дошкольном возрасте:

· научить ребёнка ориентироваться в мире физических явлений;

· формировать представления о сезонных изменениях в неживой природе, взаимосвязь с растительным и животным миром;

· формировать представления о взаимосвязях неживой природы человека.

Разнообразное содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области неживой природы:

1. Свет и Огонь. Воспитатель формирует у детей представление о роли света в жизни человека, животных, растений. Воспитатель помогает понять, как получается тень (если поставить преграду перед источником света).

2. Звуки. У детей формируется представление о том, что звук может служить источником информации.

3. Воздух. Дети получают знания не только о роли чистого воздуха в жизни человека, животного и растения. Воспитатель обращает их внимание на то, что вокруг нас всегда существует воздух (свежий, холодный, тёплый, влажный….).

4. Тепло и Огонь. Основные источники тепла – солнце, электричество; роль тепла в жизни всех живых существ. Огонь – также источник тела и света; правила пользования им, телефонный номер вызова пожарных – 101.

5. Почва. Педагог знакомит детей с ролью почвы в жизни человека, животного и растения. Дети учатся отличать слой питательной почвы от грунта (песка, камней, глины).

6. Вода.. Детей учат отличать плавающие предметы от тонущих. Формируют представления об агрегатных состояниях воды, о том, что она принимает форму сосуда, в который её влили. Знакомят с ролью чистой пресной воды в жизни всех существ на Земле.

7. Сезоны. У детей формируют представлении о характеристиках каждого сезона: долгота дня, температура воздуха, осадки, состояния растений, животных и людей. Дети обобщают свои знания о том, какие изменения происходят в жизни человека в разные времена года (в одежде, питании, видах труда, отдыхе…). Разные сезоны неодинаково воспринимаются разными людьми. Дети уточняют свои знания о характере жизнедеятельности животных в разные времена года, о подготовке их к зиме (накапливание жира, отрастание теплового меха, зимняя спячка…). Воспитатель обращает внимание дошкольников на роль долготы дня в подготовке к разным сезонам у животных и растений, на взаимосвязь сезонных изменений в неживой природе, растительном и животном мире. Дети углубляют свои представления о том, как изменяется вид лесов, полей, рек в разные времена года, а также на протяжении одного сезона. Дошкольники принимают участие в праздниках «Гукание вясны», «Каляды», «Дзяды»…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: