Техники выразительного движения

1. «Импульс» [5] (кисти). Начало и конец движения. Резким свободным броском пошлите вверх правое запястье. Сразу же, как бы продолжая движение запястья, начинайте подъем ненапряженной правой кисти вверх. Старайтесь при этом, чтобы движение кисти шло постепенно, сначала - ладонь, потом - пальцы. Так же свободным броском направьте запястье вниз. Сразу же, как бы продолжая движение, плавно опускайте кисть вниз до исходной позиции. Проделайте аналогичное упражнение для левой кисти, для обеих кистей в одинаковых направлениях, для обеих кистей в разных (в том числе и противоположных) направлениях.

2. «Волна» (распространение движения). Волна, как бы несущая постоянное движение, требует от педагога достаточной пластической подготовки. Изображение движений волны не только развивает у человека вкус к точности движения, но и весьма существенно повышает уровень его пластической культуры. В приведенных далее упражнениях описывается процесс распространения волны. Но отрабатывая их, не следует забывать, об импульсе - точном моменте начала движения и точном его конце. Детей дошкольного возраста достаточно познакомить с волной кистями, руками, ногами, туловищем влево-вправо.

а. «Волна» (кисти). Исходное положение (и.п.) - кисть правой руки, вынесенная вперед на уровень груди, свободно вытянута ладонью вниз и является продолжением предплечья. И ладонь, и свободно сомкнутые пальцы, как бы покоятся на большом шаре.

1 - ладонь опускается, сгибая кистевой сустав, пальцы, сохраняя выпуклость шара, остаются на месте. Таким образом, линия предплечья и кисти, которая раньше была единой, теперь образует два излома - в кистевом суставе и в костяшках пальцев;

2 - пальцы подхватывают и продолжают движение кисти, прогибаясь как можно больше вверх. Кистевой сустав по прежнему образует излом, а воображаемый шар, на котором лежала кисть в и.п., теперь как бы лежит на тыльной стороне ладони;

3 - костяшки пальцев идут вверх, заставляя кистевой сустав прогнуться в обратном направлении. Пальцы сохраняют максимальный прогиб, образованный воображаемым шаром, лежащим сверху;

4 - пальцы снова прогибаются вниз, мы приходим к исходной позиции (и.п.).

Делая это упражнение, тщательно следите за максимальными амплитудами и за отсутствием излишнего напряжения мышц руки! Если появится усталость или зажим мышц руки предплечья - «стряхните» напряжение и размассируйте запястья и пальцы.

Упражнение можно выполнять одной рукой, двумя руками вместе, поочередно. Возможные образы, используемые в работе с детьми в зависимости от расположения кисти в пространстве: рыбка, дельфин, камбала, червячок, волна и т.д. Волну кистью можно выполнять двумя способами.

Один, описанный ранее - это волна кистью, начинающаяся от пальцев.

Другой способ - волна кистью, начинающаяся от запястья.

И.п. - то же. Движение начинается от запястья вниз и вслед за ним кисть плавно идет вниз поочередно прогибаясь вниз сустав за суставом. После того как кисть опустилась вниз запястье двигается вверх и кисть поочередно сустав за суставом поднимается вверх. Очень плавно, если смотреть со стороны, то создается ощущение, что вы ладонью гладите что-то очень мягкое.

Упражнение может выполняться каждой рукой отдельно, вместе.

Возможные образы, используемые в работе с детьми в зависимости от расположения кистей: мягкие движения кошечки (лапки), птица (если скрестить большие пальцы), огонь свечи и т.д.

Примечание. Упражнение описано так как его должен выполнять воспитатель, дети выполняют его только по показу воспитателя. У детей в этом возрасте очень хорошо развиты подражательные способности и они без сложных объяснений выполнят это движение лучше воспитателя, при условии правильного качественного показа. Необходимо обращать внимание детей только на то, что бы пальцы были сомкнуты, кисть не напряжена.

б. «Волна» (руки). И.п. - сначала одна рука (а затем обе) вытянута в сторону по горизонтали. В этом упражнении в волнообразное движение руки вовлекаются локоть:

- Сначала кисть повторяет схему движения кисти, описанное в пунктах 1, 2 (первый способ) предыдущего упражнения. Одновременно рука сгибается в локте, который отводится как можно выше, но не за счет большого сгиба локтевого сустава, а за счет максимального разворота руки в плече. Тело при этом остается прямым. Следите за отсутствием излишних напряжений плечевых мышц и мышц шеи. Необходимо проследить за равномерным и точным распределением движения локтя.

- Затем кисть повторяет движения 3, 4 (первый способ) предыдущего упражнения, а локоть идет вниз. Проследите, чтобы в верхней и нижней точках локоть находился в вертикальной плоскости - это дает «волне» максимальную выразительность. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими вместе (т.е. оба локтя оказываются в верхних и нижних точках одновременно и тогда получается эффект машущей крыльями птицы). Возможные образы: птицы, ветки деревьев, водоросли, волны и т.д.

в. «Волна» (ноги). И.п. - правая нога опорная, левая свободно висит на бедре, колено слегка согнуто, носок касается пола. Правой рукой опираемся на станок или на спинку стула.

На счет «раз» - энергично выводим бедро вперед, задавая импульс движения «волна», затем идет вперед колено и нога выпрямляется вперед.

На счет «два» - бедро возвращается в и.п. и прямая нога опускается в и.п. Повторить несколько раз.

Аналогично при опоре на левую ногу. Возможные образы: водоросли, вода и т.д.

3. «Рапид». Это обычное движение замедленное в четыре раза. Эффект как будто показывают замедленную киноленту. Эта техника необходима для контроля за телом (мышцами) в момент движения. Важно обратить внимание на то, что медленно двигается любая часть тела, участвующая в движении, например, изображаем таяние ледяной скульптуры: медленно опускаем руки, голову, медленно сгибаем туловище, медленно сгибаем ноги и плавно, но опять так же медленно опускаемся на пол. Возможные образы: спортсмен, таяние снега, волшебные фигуры, пластилиновые человечки, кино и т.д.

4. «Воин». Движения четкие, конкретные, широкие, в определенной форме. Сначала в движение включаются руки. Как бы «ударяем» руками в разных направлениях (впереди, справа, слева, впереди, вверху, внизу и т.д.). руки фиксируются (замирают) в конечной точке движения. То же самое ногами в разные стороны с задействованием всех уровней.

Первый этап выполнения этого движения - удары в разных направлениях руками и ногами с фиксацией.

Второй этап - когда ребенок уже начинает контролировать свои движения и может его замедлять, при этом четко фиксируя руки и ноги в пространстве. Выполнение задания на втором этапе напоминает образ человека, занимающегося У-ШУ.

Примечание. При выполнении этой техники обратить внимание на расположение детей в пространстве. Дети должны стоять на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не задевать других в процессе движения.

5. «Стена» (движение). И.п. - ладони прижаты к воображаемой стене на уровне плеч, локти полусогнуты. Начните движение вправо вдоль воображаемой стены. Каждый ваш шаг перемещает вас относительно тех точек, где ладони прижаты к неподвижной, воображаемой стене. Внимательно следите за неподвижностью ладоней.

Далее координируйте работу рук, в точности следуя движению ног: ладони должны «переступать» по стене так же, как ноги по полу, совмещая движение и неподвижность правой ступни, с правой ладонью и, соответственно, левой ступни с левой ладонью.

Ладони переносите с расслабленными, чуть согнутыми пальцами. В момент соприкосновения с воображаемой стеной пальцы распрямляются и разводятся.

Непременно сочетайте отработку этого упражнения с изучением движения вдоль реальной стены!


Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: