Духовное руководство или наставничество

Мы привыкли обращаться к разного рода гуру и ученым, не говоря уже об адвокатах, сантехниках, косметологах и тренерах по фитнесу, чтобы они помогли нам усовершенствоваться тем или иным образом или оказали услуги, без которых, как нам кажется, мы не можем обойтись. И мы готовы платить большие деньги, чтобы получить то, что они предлагают.

Психиатры могут принести пользу в случае, если то, что нас беспокоит, имеет психиатрическую природу. Но куда вы пойдете, если хотите привести в порядок свою душу и видите, что не можете сделать этого сами? (И вы правы – действительно не можете!) Вы пойдете к духовному руководителю.

Коренное самоусовершенствование без духовного руководителя весьма маловероятно.

Духовный руководитель помогает нам преодолеть пятое препятствие – равнодушие. Он устранит наши иллюзии и придаст верное направление нашим поискам. Без его умелого руководства мы можем забуксовать.

Вспомните: когда вы в первый раз услышали свой голос, записанный на пленку, вы, наверное, не могли поверить, что это вы. Осознание того, что именно так вас слышат другие, было потрясением. Точно такое же потрясение может вызвать точная фотография, показывающая, как в действительности вы выглядите.

Правильное духовное руководство дает нам именно этот спасительный шок самоузнавания. Наставник – это фотоаппарат, магнитофон, показывающий вас самим себе такими, какие вы есть. Это действительно может стать шоком, но он вам необходим. Вы стремитесь к нравственному и духовному совершенству. Это требует коренного исправления недостатков. Но сперва вам надо понять, кем вы являетесь на самом деле.

Эскрива говорит: «Ты считаешь себя важной птицей. Твои исследования и публикации – твоя работа, положение в обществе – твое имя, дом, состояние, политическая деятельность, высокий пост… Твой солидный возраст, в конце концов! – ведь ты уже не ребенок… Именно поэтому тебе – особенно тебе и особенно теперь – необходим наставник»[150].

Будьте искренни. Оставьте страх показаться такими, какие вы есть. Будьте послушны тому, что говорит наставник.

Чтобы найти подходящего духовного наставника, проявите как можно больше благоразумия и внимательности, как вы бы это делали, подбирая супруга или подходящую школу для вашего ребенка.

Наставником должен быть человек, способный объективно судить о характере людей. Это может быть друг, но никогда – супруг или супруга. «Благоразумная и любящая дружба, являющаяся необходимым условием подлинного духовного руководства, не имеет ничего общего с интимностью чувств и ставится под угрозу этой интимностью»[151].

Ищите мудрого, зрелого и глубоко благочестивого советчика в местной церкви, синагоге или мечети или же среди членов семьи или близких друзей.

Но о чем можно говорить с духовным руководителем? О многих вещах или о немногом. Вы можете сами установить основные правила беседы с наставником. В любом случае требуется усилие, чтобы обратиться к той области жизни, которая нуждается в усовершенствовании, к дефектам и недостаткам, которые не позволяют вам быстро идти вперед. Время от времени у вас может просто возникать необходимость отвести душу, рассказав о неожиданных радостях или горестях, с которыми вы сталкиваетесь.

Нужно посещать духовного наставника по крайней мере раз в месяц, а еще лучше – раз в неделю или в две недели. Встречи не должны длиться долго. Полезно делать заметки и записывать рекомендации относительно моментов, нуждающихся в усовершенствовании. Молитесь о том, что вы наметили себе, осуществляйте свои решения и обсуждайте их на следующей встрече. Никогда не уходите, не договорившись о следующей встрече.

Эрнесто Кофиньо, выдающийся латиноамериканский педиатр, сделал регулярное духовное руководство частью своего жизненного плана. Он так писал об этом опыте: «Любящей рукой мой духовный наставник обтесывал бесформенный камень, которым я был, с единственной разницей: я был рад, что меня обтесывают, я получал удовольствие, видя, как отпадают острые углы моего характера. На самом деле я не знал, какая получится форма, но я доверял скульптору»[152].

Жизненный план

Испытание совести и духовное руководство – неотъемлемая часть жизненного плана. Этот план начинается с желания служить Богу и людям без остатка и воплощается в практической программе возрастания в добродетели.

Жизненный план включает в себя регулярные духовные упражнения в течение дня или недели – духовное размышление (беседа с Богом), обращение к Матери Божией, частая исповедь и частое причащение (для представителей других религий речь, соответственно, может идти об использовании их собственных религиозных практик).

Жизненный план – не самоцель, а средство, которое помогает достичь единения с Богом. Эскрива говорит: «Не пытайся сделать очень многое. Постарайся ограничить себя только теми занятиями, которые ты в состоянии выполнять каждый день – с желанием или неохотно. Эти упражнения почти неосознанно приведут тебя к созерцательной молитве. В твоей душе расцветут спонтанные молитвы, проявления раскаяния и благодарения. И все это – среди твоих повседневных дел, в то время, когда ты снимаешь телефонную трубку, садишься в машину, автобус или метро, открываешь и закрываешь дверь, проходишь мимо церкви, начинаешь новое дело, выполняешь и заканчиваешь его. Все это – время для общения с твоим Небесным Отцом»[153].

Этот последний пункт жизненно важен. Божественная сила, получаемая благодаря реализации жизненного плана, должна отразиться на исполнении наших повседневных обязанностей. Это означает героически переживать каждый момент дня: вставать пунктуально, не нежась в постели после звонка будильника; работать добросовестно, не предаваясь несбыточным мечтам и не убивая время зря; избегать искушения сперва выполнить приятное задание и отложить менее приятное на потом; делать свою работу как можно лучше; тактично поправлять подчиненных, даже если это неприятно; подчиняться избранному графику молитвенного размышления, даже если мы чувствуем рассеянность или у нас нет настроения; сохранять дружелюбие в отношениях с людьми, которые нам не слишком симпатичны; улыбаться, когда этого совсем не хочется делать; мириться с маленькими и большими неудачами; заниматься с детьми, приходя вечером домой, даже если мы устали до смерти; есть то, что нам дают, даже если это нам не по вкусу; нести свет Христов всегда и везде, куда забрасывает нас судьба.

Если мы научились делать все это, значит, мы одержали самую великую победу из всех возможных.

Эпилог

Солженицын однажды заметил: «Если б это было так просто! – что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?»[154]

Своим безошибочным стратегическим взглядом Солженицын проник в суть дела – в человеческое сердце.

Те, кто готов обратить свои сердца, становятся лидерами. Те, кто предпочел бы этого не делать, – аутсайдеры.

Быть лидером значит не удовлетворяться достигнутыми результатами. Лидеры всегда в движении, в пути, они меняются. Они стараются совершенствоваться всю свою жизнь.

Лидерство не исключает никого. Оно может сопровождаться славой или нет, но оно всегда сопутствует добродетели – иначе это не подлинное лидерство. Лидерство всегда в пределах нашей досягаемости. Это то, чего ожидает от нас Бог, а Он не предназначает нас к неудаче.

Добродетель способствует успеху в профессиональной и личной жизни, но не гарантирует его. Она может привести к остракизму (Солженицын, Эскрива, Лежен) или даже к смерти (Столыпин, Мор, Жанна д’Арк).

Но она точно сделает нас маяком для тех, кто знает и любит нас и следует по проторенному нами пути. Как истинны слова Эскривы: «Неустанно смиряй себя в малом <…> и ты с помощью Божией укрепишь свою волю. Так ты научишься владеть собой и станешь лидером, чтобы убеждать, вдохновлять и увлекать личным примером, а именно: словом, знанием, силой своего духа»[155].

Да, плодотворное сочетание смирения, самообладания и великодушия – вот путь эффективного лидера!

Позвольте мне закончить эту книгу советом, почерпнутым из моего собственного опыта: если по временам ваши недостатки или неудачи приводят вас в отчаяние и вы чувствуете, что не можете продолжать ваше движение к совершенству, вспоминайте слова Священного Писания: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно»[156].

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]P. Drucker, The Practice of Management. Oxford: Elsevier, 2005, p. 155.

[2]W. Bennis, On Becoming a Leader, New York: Addison-Wesley, 1989. Introduction.

[3]Прем 8:7.

[4](Великодушие чаще всего означает щедрость души, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами для других. Но у этого термина есть и другое значение: велокодушен тот, кто стремится к великому, потому что он осознает свое достоинство и величие как человек. В этой книге я употребляю термин «великодушие» только в этом последнем смысле.

[5]((Смирение – это привычка жить в истине по отношению к Богу (осознание нашего тварного бытия), к самому себе (осознание нашей силы и слабости), к другим (служение людям). В этой книге я употребляю термин «смирение» чаще всего в этом последнем смысле. В лидерстве под смирением подразумевается служение.

[6]S. Covey, The 7 Habits of Highly Effective People. New York: Free Press, Simon & Schuster, 2003, pp. 21–22.

[7](О великодушии у Аристотеля и в философии Средневековья, см. мою книгу «Сотворенный для величия: лидерство как жизненный идеал» (СПб, 2012).

[8]А.П. Чехов, Иванов, I–V. Москва 1956, ГИХЛ, Собрание сочинений, Том девятый, с. 28.

[9]См. R. Lejeune, Robert Schuman, P&#232;re de l&#180;Europe. Paris: Librairie Acad&#233;mique Perrin, 1980, chapt. 21.

[10]См. R. Lejeune, op. cit., chapt. 15.

[11]Шуман не несет ответственности за то, что современная политика ЕС в сфере социальной нравственности представляет собой отказ от всех принципов, которых до сих пор придерживалось человечество. Я имею в виду политику ЕС не только в сфере человеческой жизни (аборт, эвтаназия, клонирование и всякого рода генетические манипуляции над человеческими зародышами), но и в сфере семьи (поддержка «браков» гомосексуалистов с правом усыновления детей и обвинения в гомофобии тех, кто не согласен с этой политикой).

[12]P. Noonan, When Character was King, A Story of Ronald Reagan. New York: Penguin Books, 2002, pp. 200–201.

[13]В отличие от Рейгана, который ненавидел коммунизм, но любил русских, большинство западных интеллектуалов и политиков, долгое время восхищавшихся коммунизмом и Советским Союзом, никогда не испытывали ни малейшего уважения к русскому народу. Сегодня эти же самые люди злословят в адрес России в средствах массовой информации.

[14]G. Weigel, The Cube and the Cathedral. New York: Basic Books, 2005, p. 129.

[15]C. Aquino, Address to the international student congress UNIV, Rome, March 1993.

[16] Там же.

[17]B. Mandeville, The Fable of the Bees: or Private Vices, Publick Benefits. Oxford: At the Clarendon Press, 1714.

[18]См. R. B. Reich, “Entrepreneurship Reconsidered: The Team as Hero”, in Harvard Business Review, May 1, 1987, p. 78.

[19]A. Carnegie, The Empire of Business. New York: Doubleday, 1902, p. 192. Cited in “Entrepreneurship Reconsidered”, op. cit.

[20]J. Collins, Good to Great. New York: Random House, 2001, pp. 17–18, 20.

[21]J. Couretas, “Philosopher on the Factory Floor: The Sacramental Entrepreneurship of Fran&#231;ois Michelin”. Acton Institute for the Study of Religion and Liberty, on-line commentary (www.acton.org), May 14, 2003.

[22] Там же.

[23]F. Michelin, “The Heart of Mystery, The Heart of Enterprise”, Acton Institute for the Study of Religion and Liberty, on-line commentary (www.acton.org), January – February 1999.

[24]J. Lejeune, “Child, Family, State: Scientific Progress and Human Rights”. Address to a conference of Bulevardi Foorumi, Helsinki, April 1990.

[25]См. C. Lejeune, Life is a Blessing: A Biography of J&#233;r&#244;me Lejeune. Ft. Collins, CO: Ignatius Press, 2000, p. 9.

[26]См. Е. Пазухин, Святой Хосемария Эскрива, Основатель Opus Dei. Царское Село, Белый Камень, 2010.

[27]John Paul II, Rise, Let Us Be on Our Way. London: Jonathan Cape, 2004, p. 117.

[28]G. Weigel, op. cit., p. 173.

[29]Л. Валенса, Обращение по случаю 25-й годовщины основания профсоюза «Солидарность», 30.08.2005 г.

[30]А. Солженицын, Бодался теленок с дубом,YMCA, Париж 1975, с. 316.

[31]Там же, с. 210.

[32]Ольга Седакова, Сила, которая нас не оставит, М., Фома, 12/2008.

[33]S. Covey, op. cit., p. 143.

[34]P. Cardona and C. Rey, “Management by Missions: How to Make the Mission a Part of Management”. Occasional Paper, IESE Business School, Barcelona, March 2003 (revised February 2004).

[35]R. Garrigou-Lagrange, The Three Ages of the Interior Life. Rockford, IL: Tan Books and Publishers, 1989, p. 84.

[36]См. Х. Эскрива, Путь, 818 и 827. Царское Село, Белый Камень, 2006.

[37] Там же, 823.

[38]P. Drucker, op. cit., p. 157.

[39]A. V&#225;zquez de Prada, The Founder of Opus Dei. New York: Scepter Publishers, 2005, vol. 3, chapt. 20.

[40]R. Garrigou-Lagrange, op. cit., p. 84.

[41]Х. Эскрива, Друзья Божии, 80. Царское Село, Белый Камень, 2007.

[42]J. Pieper, On Hope, chapt. 2 in Faith. Hope. Love. Ft. Collins, CO: Ignatius Press, 1986, p. 102.

[43]См. Фил 2:5–7.

[44]Мф 5:48.

[45]Священник и богослов Сергий Булгаков еще в 1924 г. писал: «Cколь много малодушествуем мы о своей греховности, которая заслоняет перед нами от нас же самих наш истинный образ. <…> Мы отказываемся вести борьбу с собой за себя самих. <…> Будь ответствен пред даром жизни и пред даром этого мира. <…> Господь всем вверил свои таланты и со всех спросит жатву его. <…> Наша леность пользуется всякими предлогами для успокоения и самообмана, таким предлогом является здесь действительная, а чаще и мнимая скромность. Скромность не есть единственная и даже высшая добродетель: все хорошо на своем месте и в свою меру, есть еще и дерзновение, и есть святое безумие любви…» (Сергий Булгаков, Дневник духовный, Общедоступный православный университет, М., 2003, сс. 90 и 97).

[46]Х. Эскрива, Путь, 603.

[47]Thomas Aquinas, Summa Theologiae, II, q.35, a.2 ad 3.

[48]J. Pieper, Fortitude and Temperance. New York: Pantheon Books, 1954, pp. 99–100.

[49]M. De Pree, Leadership is an Art. New York: Dell Trade Paperback, 1990, p. 25.

[50]См. J.O’ Toole, Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. New York: Ballantine Books, 1995, p. 32.

[51]См. P. Ferreiro and M. Alc&#225;zar, Gobierno de Personas en la Empresa, PAD, Escuela de Direcci&#243;n, Universidad de Piura, 2002, chapt. 9.

[52]W. Bennis and J. Goldsmith, Learning to Lead: A Workbook on Becoming a Leader. London: Nicholas Brealey Publishing, 1997, p. 5 and p. 8.

[53]См. “Leadership in Work Teams,” a technical note by Profs. P. Cardona and P. Miller, IESE Business School, Barcelona, January 2000.

[54]C. Aquino, op. cit.

[55]M. De Pree, op. cit., p. 14.

[56]J. Collins, op. cit., pp. 26–27.

[57]См. Мысли, высказывания и афоризмы Достоевского, Париж, Пять континентов, 1975, с. 107.

[58]См. P. Koestenbaum, Leadership, The Inner Side of Greatness. New York: Jossey-Bass, 2002, p. 54.

[59]P. Ferreiro and M. Alc&#225;zar, op. cit., chapt. 3.

[60]См. J. Pfeffer, The Human Equation. Cambridge: Harvard Business School Press, 1998.

[61]J. Collins, op. cit., pp. 36–38.

[62]E. and L. Spagnol, Machiavelli per i manager. Milano: Longanesi, 1988.

[63]Маргарет Зангер (1879–1966) – неутомимая ревнительница контрацепции и абортов. Основатель «Планирования рождаемости», организации, сделавшей наибольшее количество абортов в США, она пропагандировала насильственную стерилизацию, чтобы предотвратить рождение детей у «неподходящих» родителей ради усовершенствования человеческого рода. Хотя и не столь известная, как Гитлер и Ленин, Зангер оказала огромное влияние на современную культуру. В 1931 г. Г. Уэллс писал: «Когда будет написана история нашей цивилизации, это будет биологическая история, и Маргарет Зангер будет ее героиней» (См. D. de Marco and B. Wiker, Architects of the Culture of Death. Ft. Collins, CO: Ignatius Press, 1988).

[64]C. I. Barnard (1886–1961), The Functions of the Executive, 1938, quoted by Juan Antonio P&#233;rez L&#243;pez in Teor&#237;a de la acci&#243;n humana en las organizaciones, Madrid: Rialp, 1991, pp. 17–18.

[65]По словам П. Друкера, «управлять значит правильно делать дело; быть лидером значит делать правильное дело».

[66]M. De Pree, op. cit., p. 55 and p. 71.

[67]P. Koestenbaum, op. cit., p. 37 and p. 39.

[68]См. A. Tarkovsky, Sculpting in Time. Austin: University of Texas Press, 1989, chapter “On the Responsibility of the Artist”. Перевод автора.

[69]T. S. Eliot, The Rock. New York: Harcourt Brace, 1934.

[70]N. Capaldi, “Distributive Justice or Social Justice”, in D. Anderson, ed., Decadence: The Passing of Personal Virtue and its Replacement by Political and Psychological Slogans. London: Social Affairs Unit, 2005, p. 145.

[71]G. Weigel, op. cit., p. 166.

[72]D.B. Hart, “Religion in America: Ancient & Modern”, The New Criterion, March 2004, vol. 22, p. 6. Cited in G. Weigel, op. cit., p. 167.

[73]J. Pieper, Prudence. New York: Pantheon Books, 1959, p. 37.

[74]O. Thompson, Mass Persuasion in History: A Historical Analysis on the Development of Propaganda Techniques. Edinburgh: Paul Harris Publishing, 1977, p. 132. Cited in D. Anderson, ed., Decadence, op. cit., p. 106.

[75]S. Covey, Principle-Centered Leadership. New York: Simon & Schuster, 1992, p. 20.

[76]J. O’Toole, op. cit., p. 30.

[77]J. Pieper, op. cit., p. 55.

[78]См. R. Lejeune, op. cit., Prologue 2.

[79]P. Drucker, op. cit., p. 145.

[80]Аристотель, Никомахова этика, III, 4.

[81]Св. Августин, Enarrationes in psalmos, 30, 2, 7 (PL 36, 243).

[82]J. Pieper, Fortitude and Temperance. New York: Pantheon Books, 1954, pp. 18–19.

[83]См. Х. Эскрива, Путь, 353.

[84]P. Noonan, op. cit., p. 66.

[85]См. C. Lejeune, op. cit., p. 47, p. 54 and p. 110.

[86]G. Wegemer, Thomas More, A Portrait of Courage. New York: Scepter Publishers, 1995, pp. 222–223.

[87]W. Bennis and J. Goldsmith, op. cit., preface and p. 4.

[88]See J. Couretas, op. cit.

[89]J. Pieper, Fortitude and Temperance, p. 63.

[90]Х. Эскрива, Друзья Божии, 113.

[91]См. P. Drucker, Management Challenges for the 21st Century, HarperCollins 2001, p. 182.

[92]S. Covey, The 7 Habits of Highly Effective People, p. 151.

[93]J. Pieper, op. cit., p. 82.

[94]Л.Н. Толстой, Крейцерова соната, 13.

[95]Аристотель, Никомахова этика, 9, 8.

[96]Х. Эскрива, Христос проходит рядом, 25. СПб, Белый Камень, 2008.

[97]Х. Эскрива, Друзья Божии, 122.

[98]См. R. Lejeune, op. cit., chap. 13.

[99]См. R. Lejeune, op. cit., Prologue 2.

[100]Колыма была местом, где находилось множество самых жестоких советских трудовых лагерей. Более миллиона заключенных, в большинстве своем русских, умерли на добыче из вечной мерзлоты золота, урана и другого сырья. Колыма, по словам Солженицына, была «полюсом лютости этой удивительной страны ГУЛаг». Как и Освенцим – нацистский концлагерь, в котором погибли 2 миллиона человек, в основном евреев, – Колыма стала символом бесчеловечности и морального банкротства идеологических систем, отрицающих человеческую природу.

[101]См. Architects of the Culture of Death, pp. 196–197.

[102]Трофим Денисович Лысенко (1898–1976) был советским биологом-шарлатаном, господствовавшим в научном истэблишменте СССР во времена Сталина. Его противодействие современной генетике, которую он считал «буржуазной псевдонаукой», причинило серьезный и длительный ущерб советскому сельскому хозяйству. Его имя – синоним шарлатанства, некомпетентности и ущербности, проистекающих из условий, когда идеология господствует над объективной реальностью и естественным порядком вещей.

[103]В. Соловьев, Смысл любви, II, 3.

[104]Плотин, Эннеады, I, 2, 6.

[105]Х. Эскрива, Борозда, 500. СПб, Белый Камень, 2008.

[106]P. Drucker, The Practice of Management, p. 393–394.

[107]J. Haaland Matlary, “Motherhood and Leadership: Professional Life on Women’s Terms”, address to a conference of the European Center for Leadership Development, Helsinki, November 9, 2001.

[108]См. Иоанн Павел II, Память и Идентичность; Иоанн Павел II, энциклика Dives in misericordia.

[109]Erasmus, Letter to Ulrich von Hutten, 23 July 1519.

[110]Ин 8:11.

[111]Thomas Aquinas, Commentary on the Gospel of Matthew.

[112]Letter of P. Drucker to G. Stein, 1998. See “Peter Drucker”, Mercatornet, Friday, 18 November 2005.

[113]Х. Эскрива, Борозда, 440.

[114]В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «отпечаток», «оттиск».

[115]Х. Эскрива, Путь, 4.

[116]См. N. Anossov, Adieu Russie: Souvenirs. Paris: Librairie des Cinq Continents, 1978.

[117]J. Pieper, Prudence, p. 20.

[118]Х. Эскрива, Друзья Божии, 87.

[119]Лк 23:14, 16.

[120]См. Мк 6:14–29.

[121]J. Pieper, Prudence, p. 25.

[122]Х. Эскрива, Христос проходит рядом, 164.

[123]См. C. Lejeune, op. cit., p. 31.

[124]J. Pieper, Happiness and Contemplation. South Bend, IN: Saint Augustine Press, 1998, p. 69.

[125]Платон, Федр, 249d.

[126]D. von Hildebrand, op. cit., p. 231.

[127]Пиндар, Пифийская ода, II, 72.

[128]J. Pieper, On Hope, chapt. 2 in J. Pieper, Faith. Hope. Love., p. 99.

[129]J. Pieper, Happiness and Contemplation, pp. 38–39.

[130]A.П. Чехов, Крыжовник. Москва 1956, ГИХЛ, Собрание сочинений, Том восьмой, с. 306.

[131]R. Spaemann, Main Concepts of Morals. M&#252;nchen: Moralische Grundbegriffe, Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1986. See chapter “Freedom and Moral Obligation”.

[132]Прем 8:7.

[133]Об&#243;живающая благодать – это онтологический дар, совершенствующий душу и делающий ее способной жить с Богом.

[134]Вера, надежда и любовь – это оперативные дары, помогающие христианину действовать, как подобает детям Божиим.

[135]Семь даров Святого Духа – это оперативные дары, делающие христианина способным следовать побуждениям Святого Духа. Дары Святого Духа – это премудрость, разум, совет, крепость (мужество), в&#233;дение, благочестие и страх Божий.

[136]Мф 5:48.

[137]1 Фес 4:3.

[138]C. Aquino, op. cit.

[139]См. Р. Рыбас, Столыпин. Москва, Молодая гвардия, 2004, с. 226.

[140]А. Солженицын, Бодался теленок с дубом. Париж, YMCA-PRESS, 1975, с. 126.

[141]Х. Эскрива, Борозда, 652.

[142]Х. Эскрива, Друзья Божии, 75.

[143]Псалом 103 (102):5; Литургия св. Иоанна Златоуста, Антифон 1.

[144]Иоанн Павел II, Апостолы славян, 27.

[145]См. P. Glynn, A Song for Nagasaki. Grand Rapids, MI: Eerdmans Publishers, Co., 1990.

[146]Прем 8:10.

[147]См. D. Rance, “Ivan Moissev: Le martyre d'un jeune ap&#244;tre moldave”, in Martyrs Chr&#233;tiens d’ URSS, Bibliot&#232;que AED, Collection “T&#233;moins” 2002, p. 387; M. Grant, Vanya: A True Story, Chester, UK: Creation House Press, 1995; P. M. Vincenti Guzzi, Vanja e gli Angeli, Rome, 1994.

[148]См. M. Monge, Alexia: A Story of Joy and Heroism in Suffering. Manila: Sinag-Tala, 1994.

[149]Х. Эскрива, Путь, 20.

[150]Х. Эскрива, Путь, 63.

[151]J. Pieper, Prudence, p. 56.

[152]См. J.L. Cofi&#241;o and J.M. Cejas, Ernesto Cofi&#241;o. Madrid: Rialp, 2003, p. 124.

[153]Х. Эскрива, Друзья Божии, 149.

[154]А. Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ, первый том, часть первая, глава 4.

[155]Х. Эскрива, Путь, 19.

[156]Мф 19:26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: