Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Изучение курса «Институциональная экономика» студентами специальностей «экономическая теория» и «национальная экономика» преследует цель дать ответы на весь перечень основных вопросов, рассмотрение которых предусмотрено стандартом изучения дисциплины «Институциональная экономика». Поэтому все темы, включенные в рабочую программу курса, требуют обязательного изучения.

Рабочая программа построена с учетом объективных трудностей, с которыми студенты сталкиваются при изучении курса. В их числе - не преодоленная до настоящего времени внутренняя неоднородность институционального направления экономической теории и связанная с этим неразработанность стандартного курса институциональной экономики. Соответственно отсутствует единый учебник (учебное пособие), который охватывал бы в комплексе все основные вопросы, подлежащие изучению в рамках курса.

В такой ситуации студент должен оптимально диверсифицировать источники учебной информации, комбинируя материал существующих учебников и пособий, в наибольшей мере по своей структуре отвечающих программе курса. К числу таких учебников и пособий следует отнести следующие:

48. Институциональная экономика: Учебное пособие. /Под ред. Львова Д.С.]. -М.: ИНФРА-М, 2001.

49. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория./Под общ. ред. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005.

50. Институциональная экономика. Учебник/ Под общей ред. А. Олейника.- М.: ИНФРА-М, 2007.

51. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

52. Олейник А.Н. Институциональная экономика, - М.: ИНФРА-М, 2000.

При работе с перечисленными главными источниками от студента требуется рациональный отбор содержащейся в них информации. При отборе информации, целесообразной для последующего изучения, студент может ориентироваться на ее структуру, предложенную в учебном пособии Грошева В.А. (Институциональная экономика: Учебн. пособие.СПб.:СПбГУЭФ, 2004).

Углубленное изучение вопросов отдельных тем требует привлечения источников, посвященных рассмотрению конкретных проблем институциональной теории, которые в достаточном (с точки зрения требований программы) объеме приведены в списке литературы. Особое внимание следует обратить на источники обзорного плана, в институциональная теория дается в развитии и в многообразии подходов и концепций. К таким источникам прежде всего относится монография Фуруботна Э. и Рихтера Р. (Институты и экономическая теория.- СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005.).

Другая проблема, с которой сталкиваются студенты при изучении курса институциональной экономики - широкий спектр и сложность вопросов, подлежащих изучению, что требует эффективного распределения и использования учебного времени. С целью оптимизации использования времени, выделяемого студентами на подготовку к занятиям и зачетам, следует руководствоваться структурой распределения аудиторного фонда, представленной в рабочей программе.

№ п/п ТЕМА Рекомендуемое время на подготовку, час.
экономическая теория национальная экономика  
Институционализм как направление экономической теории    
Сущность и формы институтов    
Обмен    
Трансакционные издержки    
Трансакционная функция институтов    
Распределительные последствия институциализации обмена    
Базовые нормы координации    
Контракт    
Оппортунистическое поведение в контрактных отношениях    
Структура контракта    
Регулярность и неопределенность взаимодействий как фактор контрактной организации    
Организация как объект институционального анализа    
Формы и поведение хозяйственных организаций    
Изменение экономических систем    

Изучение тем курса не следует сводить к простому освоению ключевых положений институциональной экономической теории. Цель работы - формирование у студента системных и реалистичных представлений о закономерностях экономической организации общества. В этом смысле данный курс является логическим продолжением процесса формирования теоретических представлений об экономике. Соответственно, изучение проблем институциональной экономики не является самоцелью: оно должно органически дополнить общую картину теоретического анализа, конкретизировать и уточнить пройденный ранее в иных теоретических курсах материал, помочь сблизить его с реальной экономической практикой, заполнить пробелы стандартной экономической теории.

Поэтому изучение предмета, с одной стороны, требует от студента постоянного обращения к ранее полученным теоретическим знаниям, их активное использование в процессе подготовки. С другой стороны, оно предполагает критический подход к ранее полученным теоретическим знаниям, их переосмысление, нацеленное на формирование углубленных представлений об экономике как сложной системе.

Взаимосвязь и преемственность курса «Институциональная экономика» с другими теоретическими экономическими дисциплинами, изучаемыми студентами не исключает его относительной самостоятельности. Курс предназначен для ознакомления студентов с институциональным подходом к анализу экономических явлений. Поэтому центральным объектом изучения является институциональные основы экономической деятельности. Институты, трактуемые в широком плане как правила, влияющие на экономическое поведение агентов, и организационные формы хозяйственных взаимодействий, являются таким образом предметом главного внимания студентов при освоении курса институциональной экономики.

Изучая дисциплину, студент должен исходить из существенных ее отличий от других экономических дисциплин и понимать суть этих отличий.

Во-первых, он должен обратить особое внимание на тот факт, что методология институционального подхода предполагает учет в теоретическом анализе экономических процессов широкого круга значимых неэкономических факторов. При этом для институционального подхода присуще рассмотрение экономики не как самоуравновешивающегося механизма, а как кумулятивного процесса, форма которого подвижна. Эта форма как раз и отражает результат совместного действия многих внеэкономических факторов.

Введение в анализ неэкономических факторов придает институциональному анализу выраженный междисциплинарный характер. Поэтому студент изначально должен быть сориентирован на рассмотрении не только экономических проблем, но также смежных с ними вопросов психологического, социокультурного, правового, политического и иного плана. При этом общая логика познания должна своей отправной точкой иметь выявление и изучение от неэкономических явлений с последующим переходом к объяснению на этой основе экономических явлений.

Во-вторых, студент должен видеть отличие институционального подхода к анализу экономических процессов в определяющем акценте на поведенческую составляющую этих процессов. При этом, институциональная экономика стремится не констатировать поведение, а объяснить, почему оно такое. Внимание к форме поведения, объяснение ее предпосылок и закономерностей, поэтому должно являться неотъемлемым моментом изучения предмета.

В-третьих, институциональный подход к экономике – и это должно быть изначально уяснено студентом - предполагает ее понимание как эволюционирующей системы. При этом эволюция рассматривается не как спонтанный, а как упорядоченный и предопределенный процесс. Соответственно, подвижность, изменчивость экономических процессов и явлений должна постоянно находиться в центре внимания студента в процессе изучения предмета. Студент должен стремиться понять институциональные предпосылки изменений и обосновывать их формы и результаты.

В-четвертых, студент при изучении тем курса должен исходить из такого присущего институциональному подходу свойства, как эмпиричность, стремление двигаться от частных случаев - к обобщениям: сначала эмпирическим, а затем и теоретическим. Отсюда приоритет должен быть отдан индуктивному методу познания, что требует от студента выработки и постоянного использования навыков обращения к фактам повседневной жизни, их эмприрического и теоретического обобщения. Студент должен развивать в себе способности к самостоятельному анализу и осмыслению реальных хозяйственных процессов.

Изучение студентом в рамках курса институциональных основ экономической деятельности связано с выделением и обстоятельным анализом ряда основополагающих проблем, без рассмотрения которых невозможно получение глубоких системных представлений об изучаемом предмете. В результате освоения дисциплины студент должен получить достаточные знания по следующим основным блокам вопросов:

· категориальный аппарат и методология институциональной экономической теории;

· направления и этапы развития институциональных представлений;

· институциональный взгляд на природу экономических взаимодействий, их издержки и результаты;

· закономерности формирования, функционирования и развития экономических институтов;

· закономерности взаимодействия институциональной среды с экономической сферой;

· закономерности влияния институтов на поведение экономических агентов и формы их экономических взаимодействий

· институциональные закономерности хозяйственной организации;

· роль институтов как факторов экономического равновесия и его динамики на микро- и макроуровнях;

· институциональные представления о закономерностях экономической эволюции.

В процессе подготовки к занятиям, студенты должны уметь выделять центральные проблемы каждой из тем, включенных в структуру рабочей программы курса. Их изучению они должны уделять основное внимание. Следует обратить внимание студентов на приоритетное изучение следующих вопросов:

Тема 1

Причины зарождения институционального направления экономической мысли. Суть критики со стороны институционалистов первой волны неоклассической экономической концепции. Взгляд институционалистов на необходимые изменения в подходе к анализу экономических явлений и процессов, чтобы обеспечить его реалистичность. Представления институционалистов об объекте и задачах экономического анализа. Основные различия в подходах к исследованию экономики традиционного институционализма и неоклассической школы. Направления развитие институциональной школы в период ее становления. Этапы развития институционализма. Современная структура институционального направления экономической мысли.

Тема 2

Понятие экономического института. Институциональная система и ее функция. Понятие нормы (нормативного института). Основные атрибуты нормы. Субъекты и способы создания норм. Основные виды норм. Различие формальных и неформальных норм. Организационный институт. Признаки организационного института. Многообразие организационных институтов. Организационный институт и организация: их соотношение.

Тема 3

Ресурсы и их специализация. Виды специализации ресурсов и ее измерение. Сущность и функция экономического обмена. Необходимость обмена в экономике. Основные критерии классификации обмена и его формы. Влияние фактора специализации ресурсов на их обмен. Собственность как фактор обмена. Трансакция как обмен правами собственности. Виды трансакций. Важность определенности и защищенности прав собственности. Типы собственности, их различие.

Тема 4

Трансакционные издержки и их виды. Основные сферы формирования трансакционных издержек. Влияние трансакционных издержек на границы обмена. Неопределенность и ее влияние на уровень трансакционных издержек. Оппортунистическое поведение и его формы. Влияние специализации ресурсов на трансакционные издержки. Зависимость уровня трансакционных издержек от масштаба взаимодействий. Регулярность обмена как фактор формирования трансакционных издержек. Влияние отношений собственности и их перераспределения в ходе обмена на величину трансакционных издержек. Формы организации обмена и его издержки.

Тема 5

Трансакционная функция институтов и направления ее реализации. Координация экономического поведения. Суть проблемы координации. Общая и частные модели взаимодействий. Координационная функция институтов и механизм ее осуществления. Определение институтов в качестве специфических общественных благ. Выгоды координации (координационный эффект), их возникновение. Участие в создании координационного эффекта. Варианты распределения и присвоения координационного эффекта участниками обмена. Чистая и смешанная координация.

Тема 6

Распределительный эффект и распределительная функция институтов. Субъектная неопределенность распределительной функции, ее мотивационные проявления. Влияние субъектной неопределенности на отношения в сфере производства и реализации институтов. Содержание распределительного конфликта, его формы. Влияние распределительного конфликта на процесс координации и его эффективность. Формы экономического поведения при разном уровне распределительного конфликта. Принуждение к следованию нормам в обмене. Границы и эффективность принуждения.

Тема 7

Тип координации, его признаки. Понятие и функция базовой нормы координации. Рыночная координация, ее характеристики. Сущность и особенность индустриальной координации. Основные признаки гражданского типа координации. Координация, основанная на общественном мнении. Содержание координационных процессов традиционного типа. Основные черты экологического типа координации. Координация, основанная на приоритете творчества. Влияние многообразия типов координации на структуру экономической деятельности. Формы соотношения разных типов координации в условиях комплексного характера поведения экономического агента в обмене.

Тема 8

Иституциональное содержание контракта. Нормы, образующие институциональную оболочку контракта в рыночной экономике. Критерии различения контрактов. Правовая модель контракта, ее характеристики. Классическая модель контракта, ее признаки. Неоклассическая модель контракта, ее признаки. Отношенческая модель контракта, ее признаки. Экономическая мотивация при выборе агентами формы контракта. Влияние на выбор формы контракта психологического фактора. Контракты, предпочтительные при разном отношении сторон к неопределенности. Стадии контрактного процесса. Предконтрактная стадия и ее фазы. Место и функция торга в контрактном процессе.

Тема 9

Последствия оппортунистического поведения для контрактного процесса. Предконотрктный оппортунизм и его формы. Влияние асимметрии информации на стадии заключения контракта. Асимметрия переговорной силы. Средства противодействия предконтрактному оппортунизму. Предпосылки постконтрактного оппортунизма и его формы. Неопределенность и полнота контракта. Мера предупреждения постконтрактного опортунизма на стадии подготовки контракта. Меры противодействия постконтрактному оппортунизму на стадии исполнения договоренностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: