Факторы возникновения:
1)различия в целях сторон, заключающих контракт.
2)Трудно выполнение К обязательств.
3)ограниченная ответственность А за свои действия или решения (ответственность перекладывается на других, хотя бы частично).
Ех: М.Р на рынке товаров.
Ех: М.Р на рынке труда.
Ех: М.Р в индустрии страхования (пренебрежение рисками: недобросовестное поведение; чрезмерное использование предоставленных услуг).
Не всегда можно выделить где Н.О, а где М.О.
М.Р: если безопасный, значит можно и проскочить.
Н.О: «рисковые» водители выбирают на стадии покупки именно безопасный автомобиль.
Возникновение М.Р связано с ассиметричностью информации, которой обладают участники взаимодействия.
Различают:
· М.Р со скрытыми действиями (усилия А неподконтрольны Р) – з/п А (уже оговорена в контракте) не связана с его усилиями.
· М.Р со скрытой информацией (известные А внешние условия неизвестны Р).
Механизмы борьбы с М.Р.
1)Внутренние: доступны заинтересованной стороне в рамках конкретного К и оплачиваются участниками.
|
|
2)Внешние: обеспечены самим рынком или той сферой, где данный К заключается (участники не платят или платят опосредованно).
Внутренние механизмы:
А) оплата по результату – вознаграждение А сделать зависимым не от его знаний (для Р невидимых), а от прибыли, которую Р видеть может.
На практике: заложить в К выплату бонусов, а при неблагоприятном для Р исходе – штраф.
Б) мониторинг – сократить поля для оппортунизма.
В) эффективная з/п – предусмотреть вознаграждение А больше среднерыночного, чтобы ценил место работы, боялся увольнения за недобросовестность.
Г) «сделай сам» - можно сделать ремонт комнаты самому.
Внешние механизмы:
А) репутация ны рынке А – косвенно стимулирует хорошую работу.
Б) конкуренция на рынке конечного продукта – неэффективная фирма будет вытеснена с рынка.
В) угроза поглощения – поглощение фирмами с более эффективным менеджментом.