Отличие

История джайнизма.

Лекция

Научное обоснование джайнизма начинается с Вартхамана Махавиры, 24-ого тиртханкара джайнизма. Тиртханкар – «проводник через поток земного существования», это пророк, который понимает суть жизни и философии, дает миру религию или учение.

Махавира был 24 тиртханкаром. 23-им был – Бхагаван (перевод Владыка) Паршванад.

Когда мы возвращаемся назад в историю джайнизма, то идем к 1 тиртханкару –Ришабхе. Между 1 и 24 тиртханкарами длительное историческое время, которое сложно выразить в годах. Точно известно, что Махавира родился 2600 лет назад.

За 250 лет перед Махавирой родился 23 тиртханкар. Время рождения для 21 и 22 тирханкаров определить невозможно.

Известно, что историю можно узнать по древним книгам и археологическим раскопкам. Имеются некоторые археологические данные о времени жизни тиртханкара Ришабхи. Самые первые датированные археологические свидетельства изображения Ришабхи присутствуют в культуре, которая относиться к культуре долины реки Инда, что по времени определяется несколькими тысячелетиями назад. Эти археологические находки являются глиняными печатями (терракоты), где изображен Ришабха. Эти предметы найдены во время раскопок в Пакистане, в среднем течении реки Инда, в месте расположения проиндийской цивилизации, которая была на этой территории до арийцев.

История жизни тиртханкаров описана в священных книгах джайнов и мы знаем, что у каждого тиртханкара есть свой символ, который никогда не повторяется. Символ Махавиры – лев. Поэтому там, где мы видим изображения Махавиры, рядом всегда изображается лев. Для Ришабхи – это бык, для Паршванада – кобра.

Джайнизм является более древним учением, чем индуизм, так как Ришабха был принят всеми как 1 тиртханкар, на момент жизни Ришабхи индуизма еще не было.

Веды так же появились позднее джайнизма. Таким образом, джайнизм - это самостоятельное древнее учение, оно не является частью индуизма, Ведов, или другого учения более позднего времени!

За время истории джайнизм и индуизм сильно переплелись и произошло так, что некоторые джайны приняли индуистские традиции и наоборот. На сегодня джайнское и индуистское сообщества в Индии взаимосвязаны и часто случается, что в семье муж джайн, жена хинду и наоборот.

Однако философия джайнизма является особой системой и относится к шраманской культуре.

Шраманская культура ее особенности:

«Шрамана» на санскрите - это «Самана» на пракрите. Поэтому монашек называют «самани», а монахов – «шраманы».

В индуизме же монахов называют – «брахманы».

Шраманы и брахманы– это разные культуры и философии.

Шраманская культура основана на главном принципе - Ахимса: несовершение зла, ненасилие

В брахманской же культуре (в индуизме) насилие иногда совершается в ритуальных целях. Например, в священных индийских книгах есть указания на принесение в жертву животных, чтобы умилостивить божеств. Но у джайнов это не разрешается - убивать живых существ, чтобы доставить удовольствие божеству.

Таким образом, непричинение вреда является базовой установкой джайнов. Более поздний индуизм принимает эту традицию, например, в ритуалах произошло замещение – сейчас уже не убивают животных, а божествам в храмах подносят в дар пищу – рис, сладости, цветы. Мы видим, что в этом случае джайнизм выступает учителем для индуизма.

В традиции джайнов запрещается причинять вред всем живым существам, а не только животным. В джайнизме даже разведение огня – это причинение небольшого, но вреда.

Для иллюстрации приведем историю из жизни 23-го тиртханкара - Паршванада:

Перед тем, как Паршванад ушел из обычной жизни, он был принцем, а его отец – королем. Однажды, принц прогуливался и увидел, что один индийский йог проводит ритуал, с помощью огня, согласно которому йог воспринимал в себя силу этого огня. Паршванад увидел этот костер и вокруг него монахов- йогов. Это был костер из деревьев. Но Паршванад уже имел сверхчувствительное восприятие, и он почувствовал, кто находится внутри дерева, которое сжигали и крикнул: «Остановитесь! Внутри дерева две змеи, если вы бросите дерево в огонь, то они погибнут (это были самка и самец змеи)». Тогда монахи остановились, разрубили дерево, внутри него было дупло и там, и правда, были две змеи. Так, Паршванад, сохранил жизнь двум душам. Тогда же он поспорил с монахами о наносимом ими вреде огня. Змеи все же были поранены огнем и вскоре умерли, но так как их спас Паршванад, то они стали Богом Даранендрой и Богиней Падвананди. Поэтому рядом с Паршванадом всегда изображают две змеи, которые укрывают его капюшоном ото всех врагов.

Итак, главный принцип джайнизма – это непричинение вреда.

Джайны практикуют его в каждую секунду своей жизни.

Монахи имеют метелку, носят повязку – чтобы избежать причинение вреда. Джайны не зажигают огонь, не рвут цветы и не рубят деревья, не убивают насекомых, так как Ахимса, это метод объединения нашего сознания со всеобщим сознанием Вселенной.

Конечно, абсолютное непричинение вреда трудно применить в обычных семьях, в обычной жизни. Пищу нужно готовить на огне, для питания нужны растительные продукты (фрукты, овощи) – все это некоторого рода вред природе. И в данном случае мы говорим,о том, чтобы до минимума сократить причинение вреда, а если возможно - лучше совсем избежать этого. Например, не убивать диких животных для пищи. В природе существует естественное равновесие, баланс и об этом теперь говорят уже все ученые, а убивая животных, мы нарушаем его. Причиняем вред не только одному животному, но всей природе, всей земле.

Таким образом, непричинение вреда для джайнов – это форма деятельности и практика всей их жизни.

Питание так же может вегетарианским и не вегетарианским. Да, овощи и фрукты тоже живые, но все же мясоедение - больший вред, так как убиваются живые существа.

Обычно объясняют, что в странах холодного климата, необходимо есть мясо, но если осознать глубинные причины, вам будет легко применять принцип ненасилия и не убивать живых существ. Уже наукой подтверждено разное качество жизни у вегетарианцев и не вегетарианцев. Мясоеды гораздо больше подвержены различным заболеваниям и всяческим катаклизмам.

Все последующие тиртханкары утверждали этот главный базовый принцип и стремились никому не причинять вреда.

Лекция

Лорд Махавира жил на территории современного штата Пиха, там раньше было государство Бахадка.

Язык, на котором он разговаривал, называется МАГАДИ, на нем говорили простые жители этой страны.

Индийские же священники и йоги говорили на санскрите, священные книги индуизма также были написаны на санскрите. Санскрит является сложным языком и считается языком высокообразованных людей.

Согласно индийской традиции люди из низших каст не имели права говорить на санскрите. Только мужчины из высших каст могли говорить на санскрите. Человек, говорящий на магади, считался, необразованным, или из низшей касты человеком.

Сам Махавира умел прекрасно говорил на санскрите, но с простыми людьми он разговаривал только на магади. Джайны не принимают кастовую систему. Для них каждый человек – божественная Душа.

В индуизме же признавалось разделение на касты. И люди низших каст не имели права даже приближаться и прикасаться к людям из высших каст (брахманам). В индуистской традиции с самого начала было разделение на высших и низших по рождению и статусу.

Но Махавира считал, что не правильно рассматривать человека, как высшего или низшего, только по этим признакам И Махавира проповедовал, что те, кто совершают хорошие поступки – высшие люди, а кто плохие – низшие люди. Все мы по рождению равны. По желаниям, мыслям и поступкам мы можем быть высшими или низшими! Если человек родился в низшей касте, но у него в душе есть понимание Истины, милосердия, то он будет высшим. И наоборот. Если человек из высшей касты не видит истинности знания – будет низшим.

В индийском обществе существовала нетерпимость к людям из низших каст, а к брахманам (высшая каста) все относились с огромным уважением. Даже если человек из высшей касты делает плохие дела, он должен был быть уважаем А вот из низшей касты, даже доброго человека нельзя уважать.

Первый принцип учения Махавиры - у нас всех одинаковые души, Махавира говорил, что по рождению мы все едины, а вот по желаниям, мыслям и поступкам мы высшие или низшие люди. И когда Махавира рассказывал людям о своих убеждениях, брахманы, конечно, были его противниками. Но Махавира твердил: «Я знаю, что это правда, и вы не сможете заставить меня замолчать». Он принимал в свою общину людей из низших каст, обучал своим сакральным знаниям. Люди все одинаковы, не важно, в какой касте они родились. И начиная с того времени, и по сегодняшний день, джайны не изменили своих традиций и не отдают кому-то свое предпочтение.

Второй принцип учения Махавиры - если в религии проповедуется ненасилие, значит это истинная религия. Если есть насилие – это ложная религия.

В индуизме в то время применялись жертвоприношения животных.

Махавира был ярым противником этого и рассматривал индуизм, как ненастоящую религию. Так же, когда брахманы не принимали людей из низших каст, Махавира считал это ложной религией.

Поэтому его учение было более понятно обычным людям. Махавира был очень популярным и имел много последователей, и поскольку это было широкое социальное течение, то и короли некоторых государств, стали покровительствовать джайнизму. Было много случаев, когда и брахманы меняли свою точку зрения и становились джайнами. Самые преданные и умные ученики Махавиры были бывшими индуистами. Они уже имели много знаний и гордились этим, но когда беседовали с Махавирой, знания которого были настолько велики - их знания казались ничтожными. И поэтому много монахов переходили в джайнизм, так как Махавира доступно разъяснял вопросы, на которые никто не знал ответов.

Перед рождением Махавиры индуизм был главной религией в Индии. Но Махавира смог перевести много людей в джайнскую веру. Махавиру в то время называли ШРАМАНОМ.

Значение слова шраман:

1. Шраман это тот, кто всегда спокоен и мирен, не гневается, не испытывает агрессии.

2. «Шрама» – одинаковая. Все люди одинаковые (не имеет значения мужчина ты или женщина, бедный ты или богатый, низшая каста или высшая), кто принимает это равенство, тот и шраман.

3. «Шрама» – это сильный духом, это проводник, он надеется только на себя. Таково значение Махавиры, как шрамана.

Махавира был пророком, другое его имя ДЖИНА.

Значение слова джина:

1. Джина это человек, который смог победить самого себя, свою карму, который победил свои страсти и относится одинаково доброжелательно ко всем живым душам.

Из этого слова происходит слово ДЖАЙН.

Появилось второе название последователей шраманов – джайны. Будда так же был шраманом, но последователи Будды называют себя буддистами.

По возрасту Махавира был на одно поколение старше, чем Будда. В буддизме слово Будда (просветленный), имеет тоже значение, что и Джина, так как это одна традиция. После жизни Махавиры и Будды последователей Махавиры стали называть джайны, а последователей Будды – буддисты. По рождению имя Махавиры – Вартхамана, имя Будды – Гаутама. Но так как оба этих великих человека представляли собой выдающееся явление, в то время им присвоили имена нарицательные Махавира и Будда. Много людей учились и у Махавиры и у Будды. Их ученики и они сами дружили. Но отношением к миру эти учителя отличались, и произошло разделением. Объединяет эти два течения – традиция шрамана, разделяет их философия.

Основные различия буддизма и джайнизма:

отличие

Махавира проповедовал существование души.

Буддизм считает, что все есть иллюзия, в том числе и душа. Все есть ментальные установки, все – иллюзия (майя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: