Защитные механизмы личности

Динамика личности во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой, жаждущего - водой. Помимо этой роли источника обеспечения - внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворять, но и угрожать. Окружающая среда обладает властью причинять боль и увеличивать напряжение, равно как приносить удовольствие и снижать напряжение. Она - источник и беспокойства, и покоя. Обычная реакция индивида на внешние угрозы боли и разрушения, с которыми он не готов справиться, - страх. Эго, подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Под давлением чрезмерной тревоги эго иногда, дабы снизить ее, вынуждено принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами[12].

Все механизмы защиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Первый из них - это вытеснение. Это одно из самых ранних понятий психоанализа. Фрейд сформировал его на этапе развития своей системы «сознательное, бессознательное, предсознательное», когда Фрейд пересмотрел свою теорию личности, понятие вытеснения сохранилось для обозначения одного из защитных механизмов «Эго». Он приписал вытеснение «Эго», а вытесненное – «Ид». Считается, что вытеснение возникает тогда, когда объект-выбор, побуждающий несоразмерную тревогу, изгоняется из сознания посредством антикатексиса. Например, до сознания не допускается болезненное воспоминание, или же человек не может видеть чего-то, ясно видимого, потому что вытесняется перцепция этого предмета. Вытеснение может вмешиваться и в нормальное функционирование тела, например, импотенция возможна из-за боязни сексуальных импульсов, артрит может развиться из-за вытеснения чувства враждебности.

Второй механизм это проекция. Обычно эго справляется с реальной тревогой легче, чем с невротической или моральной. Следовательно, если источник тревоги может быть приписан внешнему миру, а не собственным примитивным импульсам или угрозам со стороны совести, человек скорее достигнет облегчения тревожного состояния. Этот механизм, посредством которого невротическая или моральная тревога обращаются в объективный страх, называется проекцией. Это превращение происходит просто, ибо изначальным источником как невротической, так и моральной тревоги является страх наказания со стороны внешнего агента[9,c-86].

Следующим механизмом будет отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он уходит в мир фантазий, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что-то, что критикуется, на самом деле не существует.

Подавление, в отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления. В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те желания и мысли, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство, называется рационализацией[5]. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:

а) При неспособности, что-то сделать человек оправдывает себя;

б) Оправдание совершенно нежелательного действия, с точки зрения объективно сложившихся обстоятельств.

Такой защитный механизм как формирование реакции представляет замещение в сознании продуцирующего тревогу импульса или чувства его противоположностью. Например, ненависть заменяется любовью. Изначальный импульс все еще существует, но маскируется таким, который не вызывает тревоги. Часто возникает вопрос, как можно отличить формирование реакции от истинного выражения импульса или чувства. Например, как можно отличить реактивную любовь от истинной? Как правило, реактивное образование отмечено экстравагантностью, внешней броскостью - человек слишком протестует - и компульсивностью. Крайние формы поведения любого рода обычно свидетельствуют о формировании реакции. Иногда формирование реакции успешно удовлетворяет изначальный импульс, для защиты от которого предназначено, например, когда мать «душит» ребенка своей любовью и вниманием[3].

Замещение, выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом, а интеллектуализация это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Теория личности З. Фрейда неоднократно подвергалась критике и в нашей и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: