При Владимире Святославиче из летописи исчезают упоминания о племенных великих и светлых князьях, которые правят отдельными частями русской земли как союзники или подчиненные киевского князя. Владимир сажал по городам своих бояр-наместников, которые на окрестных территориях творили суд, поддерживали внутренний порядок, собирали налоги. Когда подросли сыновья Владимира (он имел от разных жен 12 сыновей), киевский князь отправил их князьями-наместниками в Новгород* Полоцк, Туров, Ростов, Муром, Псков, Смоленск, Искоростень, Влади1 мир-на-Волыни, Тмутаракань. Князья-наместники и бояре-наместники^ во всем слушали киевского князя. Они правили на местах от его имени1 Владимир мог в любой момент их сместить и заменить другими людьми Местные династии исчезли — везде сели Рюриковичи или их бояре. Центральная власть от этого упрочилась.
Судили князья и наместники, опираясь на сложившееся обычное пра-в0 __ Закон Русский. К сожалению, мы не знаем конкретных положений этого права, ведь это был устный закон. По-видимому, он сохранил много первобытных обычаев, в частности кровную месть, когда за обиду родичу мстили его родственники.
Налоги (дань) Владимир собирал «от плуга» (т.е. с каждой семьи). Формами сбора дани оставались полюдье и повоз.
5. Крещение Руси.
Важнейшим нововведением X в. явилось принятие в 988 г. христианства. Не случайно Ласкового князя Владимира, Владимира Красное Солнышко, прозвали еще Святым.
Реформа До 988 г. русские были язычниками, поклонялись многим язычества богам, среди которых особым уважением пользовались бог молнии Перун (у дружинников) и бог скота Велес (у рядовых людей). В договорах с Византией «дружина и вой» клялись именно этими божествами. Кроме того, каждое племя почитало еше какого-нибудь местного духа. Последнее мешало объединению славян из различных племен.
Сразу же после войны с Ярополком Владимир задумал сделать Киев религиозным центром всех восточных славян. Он создал в центре Киева капище1, где стояли идолы различных богов, сведенные в пантеон. Главным стал Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золотыми усами.
Причины обращения к Результатами реформы Владимир остался недово- христианству лен. На местах люди по-прежнему чтили традиционных богов, Перун остался главным богом дружинников. Дунайская Болгария, Византия, королевства Западной Европы были христианскими государствами, на язычников они смотрели свысока и с недоверием. Язычество затрудняло международные контакты языческой Руси с развитым христианским миром, что мешало и политическому и культурному становлению государства. Да и для внутреннего порядка языческие нравы, зародившиеся еще при первобытно-общинном строе, были препятствием, ибо они не сдерживали агрессии и алчности, не разрушали племенную замкнутость людей.
Христианство с его единобожием (монотеизмом), иерархией святых, учением о терпении и подчинении, обещанием рая страдальцам, проповедью непротивления злу насилием, освящением царской власти значительно более подходило уровню развития русского общества X в., нежели примитивное первобытное язычество.
Христианство не было единственной развитой религией того времени. На Руси знали об иудаизме (иудеями была верхушка хазарского общества), об исламе (волжские болгары являлись мусульманами). Но отношения с иудеями-хазарами и мусульманами-болгарами были, скорее, враждебные, а с Византией, несмотря на все противоречия, — взаимовыгодными, что вело к ориентации на христианство, причем в его восточном, гре-
— место, где стояли идолы и проводились религиозные церемонии славян-язычников.
ческом, варианте. Последнее нашло отражение в летописном рассказе об избрании Владимиром веры. Выслушав иудея, мусульманина, христианина, сравнив церковную службу в западной римской и в греческой церкви, русские мужи во главе с Владимиром остановились на греческом варианте христианства. (Константинопольские патриархи соперничали с главами западных христиан папами римскими. В 1054 г. патриарх и папа, рассорившись, прокляли друг друга. Произошел окончательный раскол церквей. Восточная именовала себя «правильной», православной. Западная — католической, т.е. всемирной. Русь осталась верна православию.)
Поход на Корсунь Принятию Владимиром христианства предшествовали лю
бопытные события. В 987 г. в Византии вспыхнуло восста
ние против братьев императоров Василия и Константина. Они обратились к Вла
димиру за военной помощью. Князь согласился, но оговорил условие — он женит
ся на сестре императоров Анне. Этот брак ставил киевского князя в один ранг с
византийскими императорами, укреплял его престиж. Обычно греческие монархи
уклонялись от династических связей с варварскими и языческими правителями,
чтобы не подрывать свой высокий статус. («Рожденная в пурпуре не может быть
женой варвара!» Такой ответ получил в 968 г. сын германского императора христи
анин Оттон на свое сватовство к византийской принцессе.)
Владимир в тот период уже решил крестить Русь, но опять возникало осложне-|
ние. Византия стремилась рассматривать крещенные греческими священниками и|
подчиненные в церковном плане Константинопольскому патриарху страны как;
зависимые. Русь, естественно, этого желала избежать. Все опять решило оружие. В\
988г. Владимир осадил Херсонес — византийский город в Крыму. Русские называ
ли его Корсунь. Чтобы вернуть Корсунь, греки прислали свою принцессу и попов
для крещения Владимира. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Хер-^
сонесе, по другим — в том же году, но или в Киеве, или в Васильеве. Вслед за кня
зем крестилась его дружина. •'
Крещение Руси Владимир велел уничтожить идолов. «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так ка не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его»... Затем послал Владимир по всему Киеву сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Так описывал крещение киевлян в водах Карамзин.
В столице была поставлена деревянная церковь Св. Василия, патрона Владимира. Позже была построена каменная церковь Богородицы, которую еще называли Десятинной, потому что князь выделил на ее содержание десятую часть своих доходов. Служил в этой церкви корсунянин стае, который помог Владимиру овладеть Херсонесом.
Происходило крещение людей и в других городах. Напутствуемые волхва-] ми, язычники сопротивлялись. В Новгороде жители вступили в бой с дру жинниками посадника Добрыни и тысяцкого Путяты, пытаясь спасти о' разрушения идолов. «Лучше нам умереть, нежели богов наших дать на по ругание!» — говорили новгородцы. В итоге «Путята крестил мечем, а Доб рыня огнем». Идолы были уничтожены, каменного Перуна утопили в Вол хове, но память о нем дожила до начала XX в.: купцы, проплывая над мес том, где был затоплен кумир, кидали «подводному царю» в дань монетку.
К концу X в. большинство жителей Руси приняло христианство, но в северо-восточных лесах еще до XIII в. было немало язычников. Волхвы и после смерти Владимира поднимали своих сторонников на восстания. Они возглавили восстание во время голода в Суздальской земле в 1024 г., в Ростовской земле в 70-х гг. XI в.
У многих новообращенных в христианство христианские представления сливались с языческими. Так, знаменовавший приход лета языческий праздник Купалы, в который молодежь собиралась между селами у воды на игриша, слился с днем Иоанна Крестителя. Христиане, как и их языческие пращуры, прыгали через костры, водили хороводы и иногда «умыкали», по старинному обычаю, жен. Перун слился с образом Ильи Пророка, бог Велес — со Св. Власием. Христиане по-прежнему гадали, обращались к языческим заговорам. Греческие священники, приезжающие на Русь, часто упрекали русских в двоеверии.
Значение крещения И все же принятие христианства изменило внутрен-
Руси нюю жизнь Руси. Смягчились нравы. Христианские
проповедники поучали людей: «не убий!», «люби ближнего, как самого себя». Страх перед Божьим наказанием удерживал многих от того, чтобы жить грабежом, убийствами, воровством. Он ограничивал власть господина над рабом, заставляя и в «убогих» тоже видеть людей. По христианской вере, бедный и богатый, простой человек и знатный были равны перед Богом.
Освящало христианство и власть монарха. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
С византийскими священниками прибыли на Русь греческие и болгарские книги. Византийцы и болгары начали переводить на древнерусский язык Священное писание, труды римских, греческих авторов. Было положено начало обучению грамоте русских людей. Еще в IX в. два грека-монаха Кирилл и Мефодий, знавшие славянский язык, придумали для славян алфавит на основе греческого. Этот алфавит, «кириллица», вошел в употребление на Руси.
К Владимиру прибыли греческие зодчие, художники, мастера-камнерезы и каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, передали секреты искусства и ремесла местным ученикам.
В Западной Европе и в Византии русских послов теперь встречали как единоверных, внешнеполитическое положение Руси упрочилось.
6. Внешняя политика Владимира. Оборона от Дикого поля.
Отношения с С соседними государствами Русь при Владимире
западными соседями поддерживала, в основном, мирные отношения. Ле-
нтиеи тописец так говорит о внешней политике Владимира
на Западе: «И бе живя с князьями окольными миром, с Болеславом Ляд-ским (Польским), и с Стефаном Угрским (Венгерским), и с Андрихом ческим». Дружеские отношения между государствами в ту пору укрепляли и династические браки. Владимир женил старшего сына Святополка
на дочери польского князя Болеслава Храброго, за другого своего отпрыска — Ярослава (сына Рогнеды) сосватал варяжскую принцессу.
С Византией Русь вела оживленную и выгодную торговлю, но одновременно Русь и Византия соперничали за влияние в Северном Причерноморье. Византийскими форпостами были Херсонес и другие греческие города в Крыму. Русское влияние распространялось через Тмутараканское княжество (бывший греческий город Таматарха). При Владимире к Тмутаракани присоединили восточную оконечность Крымского полуострова, главный город которой получил русское название Корчев. Кварталы, заселенные русскими гостями (купцами), появились в византийских Хер-сонесе и Суроже. Попытки Византии вытеснить русских с Крыма не имели успеха.
Не менее важными для Руси были культурные связи с Ромейской империей. После принятия христианства от Византии на Русь прибыло византийское духовенство, которое создавало русскую церковь. Монахи — греки и болгары — трудились над переводами книг на русский язык, были первыми учителями. Византийские архитекторы и художники создавали первые древнерусские храмы и украшали их.
Борьба с кочевниками |
Степи Нижнего Поднепровья во II половине X в. превратились во враждебную Руси территорию, откуда нападали на русские села и города печенеги, захватывали имущество и людей, жгли дома. В 992 г. они опустошали земли на юг от Киева. Русские разбили печенегов у реки Трубеж. Потом на месте битвы построили крепость Переяславль. В 996 г. печенеги опять воевали на русской земле, в плен к ним чуть было не попал сам князь Владимир. В 997 г. степняки обложили Белгород, стоящий совсем недалеко от Киева.
Легенда рассказывает, что осада вызвала в Белгороде голод. Люди уже хоте- i ли сдаться, но один мудрый старец уговорил горожан из последней муки сварить кисель, собрать мед и поместить эти продукты в деревянных бочках на дне двух колодцев. Пригласили печенежских послов, на их глазах черпали из колодцев мед и кисель и спрашивали кочевников: «Чего стойте, вам нас все равно не взять измором! Нас сама земля кормит!» Простодушные печенеги сняли осаду.
Оборона Руси от печенегов стала важнейшей задачей государства. Для защиты южных рубежей Владимир начал строительство городов крепостей по притокам Днепра — Десне, Остре, Суле, Стугне, Трубежу. Создали 3 линии укреплений с городами, засеками, валами, частоколами. Вся Русь участвовала в этом строительстве деньгами, людьми и иными средствами. Гарнизоны крепостей состояли из славян, чудинов и представителей иных народов.
Построенные крепости располагались так, что с высокой деревянной башни каждого из них была видна вежа соседнего городка. Дозор на башне крайнего южного города, когда видел приближение врага (а в степи видно на 40-50 км), разжигал на верхней башенной площадке костер. Дым и огонь видели соседи и поступали также. Огненный «телеграф» доносил тревожную весть до столицы, и дружина князя Владимира спешила
навстречу печенегам. Борьба с Диким полем пошла успешнее, и русские стали одолевать печенегов. Таким образом, важнейшая внешнеполитическая задача Руси — оборона южных границ от печенегов, была успешно решаема Владимиром. Наверное поэтому народ сохранил в былинах добрую память о киевском князе и величал его не иначе, как Ласковым князем, Владимиром Красным Солнышком. § 5. Русь при Ярославе Мудром. Справочный материал. План. I.Междоусобица сыновей Владимира. 1. Гибель Бориса и Глеба. 2. Борьба Ярослава и Святополка. 3. Борьба Ярослава и Мстислава. II. Правление Ярослава Мудрого. 1. Внешняя политика: расширение границ Руси, Русь и Степь, Русь и Визан тия, династические связи с европейскими королевскими дворами. 2. Внутренняя политика: церковные дела, просвещение и культура, управле ние государством и право. Основные даты. 1015-1023— междоусобицы сыновей Владимира. 1016— «Правда Ярослава», начало кодификации древнерусского права. 1019-1054— правление Ярослава Мудрого (в 1019-1035 гг. совместное с Мстиславом). 1030-е— война с Польшей за возвращение Червенских городов, присоединение к Руси земли ятвягов. 1037— окончательный разгром печенегов под Киевом, начало строительства собора Св. Софии в Киеве. 1043— неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию. 1051— назначение первого русского митрополита Иллариона. Последний год жизни князя Владимира омрачил мятеж его сына — Ярослава, наместника Новгорода. Ярослав собирал в новгородской земле дань в 3 тыс. гривен, из них 2 тыс. он должен был отсылать в Киев. Но в 1014 г. сын Рогнеды не отправил дани. Владимир решил двинуть свои дружины на Новгород, но Ярослав был готов к такому повороту событий, он заранее нанял отряд варягов. Весть о возможном набеге печенегов задержала великокняжескую дружину на юге. Поджидая ее возвращения, Владимир умер в 1015 г. 1. Междоусобица сынов Владимира (1015—1023). УбийствоВКиев примчался старший из Владимировичей — Свято- Ьориса и Глебаполк. Киевляне его не любили, а старый князь, в свое время взявший в жены супругу убитого брата Ярополка, сомневался: его ли сын Святополк и не желал оставлять Святополку киевского сто-ла'на который прочил Бориса, любимца отцовской дружины. г- ^Иевские дружинники, с которыми в степи стоял Борис, советовали начать 00Рьбу со Святополком, но Борис, как истинный христианин, не решался поднять |
руку на старшего брата. Подождав немного, дружина его отца ушла в Киев, боясь мести Святополка своим семьям, оставшимся в Киеве. Борис оставался в степи с ближней дружиной, но вскоре пал от рук варягов-убийц, нанятых Святополком1. Глеб был родным братом Бориса, поэтому Святополк мог опасаться, что он начнет мстить за гибель Бориса. И Святополк направил письмо князю Глебу Владимировичу: «Отец твой при смерти и хочет тебя видеть!» По пути на юг пятнадцатилетнего Глеба зарезал, по научению Святополка, собственный повар Глеба. Позже церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых, Святополк же заслужил прозвище Окаянного. Первые русские святые Борис и Глеб были очень почитаемы на Руси XI—XIII вв., к их памяти апеллировали русские люди, желая призвать князей к миру и согласию в момент междоусобных войн.
Борьба Святополка Можно предположить, что Святополк рассчитывал истре-
и Ярослава бить всех своих братьев и остаться в «одиначестве», как ког-
да-то Владимир. Но христианская Русь уже не смотрела на
подобные дела, как на подвиги. В борьбу со Святополком вступил Ярослав. Возле города Любеча новгородцы разбили дружину Святополка. Святополк бежал в Польшу к своему тестю князю Болеславу Храброму, а Ярослав занял Киев. В награду за помощь он дал Новгороду «Устав».
«Устав» (1016 г.) — закон, который уравнивал новгородцев в правах с жителями юга русинами и даровал привилегии. С этого «Устава», или «Правды Ярослава», началось письменное право Руси.
В 1018 г. Святополк с поляками отбил Киев. Ярослав снова обратился к Новгороду. В 1019 г. новгородцы и варяги разбили дружину Святополка и нанятых им печенегов на р. Альте на том месте, где был убит Борис. Тогда Святополк Окаянный, одержимый манией преследования, бежал на запад, где и сгинул.
Борьба Ярослава Однако усобица не прекратилась. В 1023 г. против Ярослава и Мстислава выступил его младший брат, тмутараканский
князь Мстислав. Мстислав был отчаянным смельчаком2 и видным воеводой, он одержал верх над новгородцами и варягами Ярослава. Ярослав бежал в Новгород. Но Киев не принял Мстислава, и тот вскоре предложил старшему брату разделить Русь: себе он брал Тмутаракань, Чернигов и Левобережье Днепра, а Киев с остальными владениями уступал Ярославу. В дальнейшем братья ладили и государственные дела решали совместно. По смерти Мстислава без наследников в 1035 г. вся Русь отошла Ярославу.
2. Правление Ярослава Мудрого (1019—1054).
Ярослав, в отличие от отца своего, не заслужил любви в народе. Скандинавские саги называют его скупым. Новгородская первая летопись дает князю двусмысленную характеристику: невзирая на пышные эпитеты, сопровождающие имя Ярослава, она подмечает каждый недостойный по-
ступок, проявление коварства и неблагодарности1, постоянно подчеркивает физический недостаток князя — хромоту. Но большинство русских летописцев XII—XIII вв., оценивая дела Ярослава, прозвали его Мудрым. Под этим именем он и вошел в историю.
Расширение границ Во внешней политике Ярослав действовал, как Владимир. Он стремился расширить границы Руси. Благожелательно смотрел на колонизацию русскими северных, северо-восточных и северо-западных земель. В тех краях основывал новые города: Юрьев — у эстов, за Чудским озером, Ярославль — на Верхней Волге (оба города названы в честь Ярослава, чье христианское имя было Юрий).
В 30-е гг. XI в. Ярослав с братом Мстиславом отвоевал Червенские города, захваченные было Польшей в правление Святополка в Киеве. Были также присоединены владения ятвягов, и это литовское племя постепенно слилось с западнорусским населением.
На юге по реке Роси Ярослав создал новый оборонительный рубеж, построив городки, в которых он поселил пленников, захваченных в войну с Польшей.
Русь и Степь Укрепление южных границ пришлось весьма кстати. Теснимые половцами печенеги устремились в русское Поднепровье и в 1037 г. были разбиты под стенами Киева. На месте битвы через год поднялся собор Св. Софии. Печенеги частью ушли в Венгрию, где король пожаловал им землю, частью смешались с половцами, частью поселились на русском юге среди верных Руси степняков, став своеобразной пограничной стражей.
Причерноморские степи постепенно заселили половцы, которых русские так прозвали за необычный для тюрок цвет волос, похожий на цвет свежей соломы — половы. Сами же кочевники звали себя кипчаками. Оказались они не менее опасными, чем печенеги. (К началу XIII в. половцы захватят древние земли уличей и тиверцов, лишив Русь непосредственного выхода к Черному морю, обратят в Дикое поле юг Переяславских рубежей, завладеют Тмутараканью.) Но это — в будущем, а до 1060-х гг. кипчаки не особенно тревожили русские владения.
Династические связи |
Русь и Византия. Династические связи. Сложный характер имели отношения Руси с Византией. В 1040-е гг. они обострились. Старший сын Ярослава Владимир ходил даже в поход на Византию в 1043 г.2
Позже русско-византийские отношения нормализовались. Дочь византийского императора Константина Мономаха вышла замуж за любимого
1 Впрочем, есть и другое предположение. Одна из скандинавских саг рассказывает о подви
гах варягов, служивших Яруслейфу (т.е. Ярославу). Там «подвиг» убийства Бориса приписан ва
рягам, которых послал Ярослав. Некоторые историки предполагают, что летописная версия
возникла позже и что она искусственно оправдывает победителя междоусобной борьбы Яро
слава.
2 «Повесть временных лет» рассказывает, как во время войны с ясами и касогами Мстислав
вступил в чичный поединок с правителем ясов и касогов Редедей. Последний поставил уечо-
вие: кто победит, тот и будет владеть войском, землей и богатствами проигравшего. Редедя быч
выше, сильнее и опытнее Мстислава. Сначала в поединке одерживал верх Редедя, но Мстислав
взмолился Богородице, обещал построить в честь нее храм, и победа пришла к нему. Бросил он
на землю противника и зарезал его «перед полками касожскими». Впоследствии до смерти сво
ей в 1035 г. Мстислав управлял землями касогов и ясов.
Например, разгромленный однажды поляками, союзниками Святополка, Ярослав «добегает» до Новгорода с единственной целью — бежать за море к варягам. Выручает князя его двоюродный дядя — наместник Новгорода Константин Добрынович. По его приказу корабли Ярослава были повреждены, новгородцы собрали ополчение и деньги на наем варяжской дружины. С этими силами Ярослав одерживает решительную победу над Святополком. В «благодарность» за помощь Ярослав вскоре заключает Константина в тюрьму, где последний и умирает.
Первые успехи руссов прервал византийский флот, вооруженный греческим огнем. Буря довершила разгром. Много русских, чьи ладьи затонули, оказались па берегу. Варяги из дружины Владимира бросили их на произвол судьбы, уйдя морем вместе с князем к русским границам. Возглавить несчастных вызвался потомок легендарного Добрыми — Вышата. Но пробиться берегом к своим войску Вышаты не удалось. Захваченные в плен русичи были ослеплены. Вышате за храбрость греки сохранили жизнь и зрение. После заключения мира он и другие знатные пленники вернулись на родину.
четвертого сына Ярослава — Всеволода. Княжич Владимир, рожденный от этого брака, получил прозвание Мономах. Легенда рассказывала о получении им позже византийского подарка — царского венца — шапки Мономаха. |
Ярослав придавал династическим связям с европейскими дворами большое значение. Он устроил браки своих детей с отпрысками королевских семей Европы. Например, второй его сын Изяслав женился на сестре польского короля Казамира, дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, дочь Елизавета — за норвежского короля Гаральда, дочь Анастасия — за венгерского короля Андрея, внучка Евпраксия (Адельгейда) — за германского императора Генриха IV, внук Владимир Мономах был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гарольда — Гите.
Внутренняя политика пепковны — |
Ярослав был князем не только в значении вождя дружины стремящегося в дальние страны за славою и добычею. Он, как Владимир, хотел лучше устроить внутренние дела. При Ярославе «нача вера христианская плодитися и ширитися».
По русским городам возводили храмы и монастыри. В подражание Константинопольской Св. Софии Софийскими соборами украсились Киев, Новгород, Полоцк. Церкви был дан устав. Церковь могла судить верующих за нарушение норм морали в семейной жизни.
В 1051 г. князь добился назначения киевским митрополитом русского по происхождению — Иллариона. Это было сделано без ведома константинопольского патриарха. Видимо, Русь желала продемонстрировать свою автономию от Константинополя в церковных делах. Илларион был знаменитым писателем, в «Слове о законе и благодати» он, восхваляя дела Владимира, проводил мысль о самостоятельности молодых народов. Но не все на Руси одобрили выбор Иллариона митрополитом. После смерти Ярослава Илларион вынужден был оставить митрополичью кафедру.
Просвещение и Ярослав ценил грамотных людей, сам читал книги.
культура Просвещение при нем сделало большие успехи. При
монастырях открывали школы для мальчиков, несколько позже внучка Ярослава сестра Владимира Мономаха создала первую в Европе школу и для девочек. При Софийском соборе в Киеве появилась книжная мастерская, где переписывались книги. Появились сочинения, написанные русскими. Храмы Св. Софии в Киеве и в Новгороде стали центрами зарождения древнерусского летописания. Очевидно, первые попытки фиксировать исторические события были сделаны еще в X в., но при Ярославе записи стали вести регулярнее.
Столица русского государства переживала в XI в. расцвет. Киев расширился до 80 кв. гектаров, «спустился» со Старокиевской горы. Вокруг города были возведены новые укрепления: ров, вал, дубовые стены, которые тянулись на 3,5 км и имели трое ворот — Золотые, Лядские (польские) и Жидовские (еврейские). До наших дней оттого Киева сохранились лишь Св. София и руины Золотых ворот.
Управление Княжил Ярослав, советуясь в важнейших делах со
государством и старшей дружиной и духовенством. По городам сажал древнерусское право наместниками своих бояр и своих сыновей. (Лишь в Полоцке правили Рогволожьи внуки, потомки брата Ярослава — Изясла-на, признававшие верховную власть киевского князя. Все братья Ярослава, кроме Судислава Псковского, умерли к 1035 г. Судислава Ярослав держал в тюрьме, и лишь 24 года спустя дети Ярослава выпустили его, чтобы постричь в монахи.)
Великий князь Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем. Его власть ограничивалась не только советом («думой») с боярами («княжескими мужами»), дружиной вообще, представителями духовенства, но и элементами сохранившегося народного собрания — вече. «Повесть временных лет» и другие источники по истории Древней Руси позволяют говорить о том, что в IX-XI вв. вече в городах еше действовали, особым авторитетом на вече пользовались старейшины — «старцы градские», которые позже вольются в состав местного боярства.
Как уже отмечалось, при Ярославе, наряду с обычным правом (законом Русским), действовало и новое законодательство — «Правда Ярослава». Хотя она адресовалась в 1016 г. новгородцам, но можно предположить, что ее статьи распространялись на территории большие, чем новгородская земля.
§ 6. Древнерусское государство и общество в 1054—1132 гг. Справочный материал.
План.
I. Завещание Ярослава Мудрого. Очередной порядок престолонаследия на Руси.
II. Характерные черты внутренней жизни Руси во II половине XI—начале XII вв.
Социальная лестница Древней Руси.
1. Окняжение земель
2. Местное боярство.
3. Вотчины.
4. «Русская Правда».
III. Вопрос о социально-политическом строе Древней Руси.