Фирма возникает как результат производственного труда
Неоклассическая (Маржиналисты)
Функциональный подход. Найт – фирма-пучок контрактов. Контракты нужны для снижения неопределенности на рынке
Коуз – фирма для того, чтобы снизить трансакционные издержки
Преимущества фирмы перед рынком:
1. преимущество в управлении. располагает большими инструментами
2. преимущество в мотивации
3. преимущество в обработке информации
4. преимущество в решении конфликтов
Формы фирм:
· унитарная
строгая иерархичность, предполагает максимальную централизацию властных отношений. Трудно измерить вклад отдельных подразделений. Зависит от активности руководителя, которая зависит от наличия ресурсов. Нет всегда цели максимизации прибыли
· мультидивизиональная
полуавтономное подразделение, функционирующие на основе принципа самоокупаемости. Стратегические решения централизованы. Оперативный контроль и управление децентрализовано. Контроль и перераспределение финансовых потоков осуществляет центр
· холдинговая
миссия: осуществление контроля только финансовых потоков и финансовых результатов. Средством контроля является манипулирование акциями
· смешанная
унитарное предприятие, холдинговые отношения и мультидивизиональная структура
в основе функционирования лежат проблемы отношений принципала и агента.
Решается путем:
· усиления прямого контроля/высокие трансакционные издержки
· организация принципалом соревнования агентов/создание конкуренции
· участие агентов в результатах деятельности организации/делегирование полномочий, возможно поочередное выполнение агентами функций принципала/репутация менеджера
альтернативные цели фирмы:
- модель Баумоля
предполагает максимизацию продаж или общей выручки. Недостатки: падение привлекательности фирмы/потеря дистрибьюторов и каналов сбыта/снижение рыночной власти
- модель Уильямсона
акцент на цене