Производственная (Смит/Маркс)

Фирма возникает как результат производственного труда

Неоклассическая (Маржиналисты)

Функциональный подход. Найт – фирма-пучок контрактов. Контракты нужны для снижения неопределенности на рынке

Коуз – фирма для того, чтобы снизить трансакционные издержки

Преимущества фирмы перед рынком:

1. преимущество в управлении. располагает большими инструментами

2. преимущество в мотивации

3. преимущество в обработке информации

4. преимущество в решении конфликтов

Формы фирм:

· унитарная

строгая иерархичность, предполагает максимальную централизацию властных отношений. Трудно измерить вклад отдельных подразделений. Зависит от активности руководителя, которая зависит от наличия ресурсов. Нет всегда цели максимизации прибыли

· мультидивизиональная

полуавтономное подразделение, функционирующие на основе принципа самоокупаемости. Стратегические решения централизованы. Оперативный контроль и управление децентрализовано. Контроль и перераспределение финансовых потоков осуществляет центр

· холдинговая

миссия: осуществление контроля только финансовых потоков и финансовых результатов. Средством контроля является манипулирование акциями

· смешанная

унитарное предприятие, холдинговые отношения и мультидивизиональная структура

в основе функционирования лежат проблемы отношений принципала и агента.

Решается путем:

· усиления прямого контроля/высокие трансакционные издержки

· организация принципалом соревнования агентов/создание конкуренции

· участие агентов в результатах деятельности организации/делегирование полномочий, возможно поочередное выполнение агентами функций принципала/репутация менеджера

альтернативные цели фирмы:

  1. модель Баумоля

предполагает максимизацию продаж или общей выручки. Недостатки: падение привлекательности фирмы/потеря дистрибьюторов и каналов сбыта/снижение рыночной власти

  1. модель Уильямсона

акцент на цене


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: