Долговременные последствия перинатального периода и родов

Большинство данных, касающихся долговременных последствий перинатального периода и родов собранно в скандинавских странах и в Великобритании. Это связано с возможностью для исследователей опираться на богатые архивные документы. Например, в Швеции история беременности и рождения для каждого жителя страны доступна с 1863 года. В результате мы можем говорить о достаточно достоверных данных, полученных на валидных выборках. Приведем некоторые данные:

· Исландские ученые установили, что перенесенный коклюш во время беременности существенно повышает риск болезни Паркинсона.

· Британские исследования всех эпидемий гриппа с 1939 по 1960гг установили, что риск развития шизофрении выше у детей, чьи матери перенесли грипп во втором триместре беременности.

· Исследования ожидаемой продолжительности жизни в Замбии показали, что перенесенный голод во время нахождения в утробе важнейший фактор влияющий на смерть от болезней до 35 лет. В этом случае риск повышается в 10 раз.

· Датские исследования подростковой агрессии: патология в родах, приведшая к разлучению матери с ребенком повышает потенциал агрессии у подростков в сравнении с группой тех у которых не было разлучения после родов (в выборку попали все подростки родившиеся в одной и той же больнице Копенгагена. Наблюдение до 18 лет).

· Американские исследования суицидов – как нарушения любви к себе. Установлено, что наиболее значимый фактор, влияющий на суицидное поведение наличие реанимации после родов.

· Данные американцев дополнены шведскими исследователями (Якобсон и Найбер), выявили корреляционные связи между трудностями в родах и способом самоубийства. При применении щипцов выбирались насильственные способы самоубийства (броситься под поезд или выброситься из окна). Удушение пуповиной – повешение. Применение апиатного наркоза в родах повышает риск формирования наркомании (наркомания как суицидное поведение).

· Исследование аутизма в Японии и США показали, что наиболее существенным фактором, повышающим риск аутизма являются плановые роды на сроке за 1 неделю до предполагаемой даты родов.

В 1975 году Чик докладывал, что каждый случай желу­дочно-кишечной патологии, был связан с тем, что мать не могла или не хотела кормить ребенка грудью. Сюда же он включил и случаи язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, спазмы пищевода и толстой кишки. Дыхательные проблемы, такие, как астма, эмфизема, гипер­вентиляция, часто связаны с общим наркозом матери или с удушьем младенца и паникой при рождении. Мигрени пациента был связан с наложением щипцов при родах.

ЧУВСТВА

Более того, такие чувства, как депрессия, злость и беспокойство являются важными для формирования у ребёнка сознания и осознания самого себя. Голландский психиатр Лиэтэрт Пеерболт (Lietaert Peerbolte) дал тонкое определение этому процессу: “видение – остановка в процессе созерцания”, и это не просто занимательная фраза, а особо меткая метафора, поскольку обычное состояние ребёнка в утробе матери подобно созерцанию, взгляду, не сфокусированному ни на чём в отдельности. Видение, по определению Пеерболта, имеет место в тот момент, когда какое-то внешнее воздействие нарушает покой созерцания. В этот момент ребёнок подобен путешественнику, любующемуся природой, взгляд которого бродил по холмам и деревьям и вдруг наткнулся на шпиль церковной колокольни. Как вид шпиля среди деревьев вызывает неожиданное чувство, благоговейное восхищение, остающееся в памяти, так и внешнее воздействие вырывает ребёнка из состояния неведения, привлекает его внимание, вызывает эмоциональный отклик и, подобно всему неожиданному и необычному, оставляет след в его памяти. Когда количество таких следов в памяти ребёнка достигает определённого критического уровня, как считает доктор Пеерболт, они складываются в самосознание, подобно тому, как молекулы воды образуют кристаллы льда, когда температура достигает точки замерзания.

Эта теория, объясняет взаимосвязь между казавшимися ранее не связанными друг с другом фактами в процессе формирования психических структур. Она не только объясняет, каким образом формируется “я” ребёнка in utero, но и показывает, какую роль эмоции матери играют в формировании этого “я”. Если любящие, поддерживающие своих детей in utero мамы рожают более уверенных в себе, более защищённых детей, это происходит потому, что самосознание, “я” их детей было создано из тепла и любви. Если несчастные, подавленные, амбивалентные матери рожают большее количество нервных детей, это потому, что их эго формировалось при участии страха и злости. Не удивительно, что если не провести коррекцию развития этих детей, они вырастут подозрительными, беспокойными и эмоционально неустойчивыми людьми.

Доктор Пауль Бик (Paul Bick), врач из Западной Германии, пионер гипнотерапии, лечил мужчину, который точно соответствовал последнему описанию. Он жаловался на сильные приступы беспокойства, которые сопровождались сильным покраснением кожи лица. в состояние транса. Медленно двигаясь назад во времени, тот оживлял в памяти события своей жизни до рождения, описывал их спокойным, ровным голосом. Так он дошёл до седьмого месяца беременности, и вдруг у него наступила паника. Было ясно, что он вспоминал в этот момент событие, ставшее причиной его нынешних проблем. Ему было жарко, и он испытывал страх. Что вызвало эти чувства? Мать пациента дала ответ на этот вопрос: во время долгого, нелёгкого разговора она призналась, что пыталась вызвать выкидыш на седьмом месяце беременности, для чего принимала горячие ванны.

РОДЫ

Рождение, пожалуй, самое потенциально драматическое событие в жизни, без сомнений оно оказывает величайшее воздействие на физическое и эмоциональное развитие ребенка и тоже может рассматриваться как фактор нарушения или усиления пренатальной привязанности. Во многом это относится и к постнатальным взаимоотношениям между матерью и ее ребенком. Пренатальная и перинатальная травматизация могут усилиться, но могут и целительно раствориться во взаимодействии матери и ребенка после родов. Недостаточность аффективной созвучности, т. е. способности регулировать аффективное состояние ребенка и предлагать эмоциональное вместилище и т.д. (см. Milch, 1998), может на нейробиологическом уровне приводить к нарушению функции префронтальной коры (Siegel, 1999) и на психологическом уровне вести к разнообразным формам заболеваний, связанным с привязанностью.

Вообще нужно понимать, что роды это самое первое и самое существенное событие в жизни человека, которые оказывает воздействие на него в течение всей последующей жизни. Психоаналитики утверждают, что все кризисы человек преодолевает так, как проходили его роды. Будет ли он стремиться идти на пролом, выжидать и ждать помощи, надеяться, что все случиться без его усилий, или впадет в шок и ступор? Как ребенок воспримет новую ситуацию, как будет проходить адаптация к детскому садику или школе? Чтобы узнать это узнайте, как он рождался.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: