Подписи к иллюстрациям

1: В начале

Начиная с эпохи существования пекинского человека (около пятисот тысяч лет назад), пещеры служили и чревом, и могилой человеческой культуры. По всему миру пещеры и гроты становились священными местами, где совершились торжественные церемонии и чтилась память умерших. Храм Шивы в Элефанте (ок. VIII в. н.э.) — один из многих образцов храмов и статуй, вырубленных прямо в горе в Индии, — повторяет древний порядок размещения символов.

2: Мир сновидений

Человек долгое время продолжал сознавать двойственную природу сновидений — звериную и божественную одновременно. Для подтверждения этого нельзя найти лучшего примера, чем Изенгейм— ский алтарь работы Маттиаса Грюневальда: на одной створке изображен распростертый Святой Антоний, осаждаемый дьявольского обличья видениями, которые символизируют похоти, желания, страхи, ненависть, явившиеся отчасти из дочеловеческого прошлого человека; а на другой створке Христос в сияющем солнечном нимбе воплощает появление человеческого и божественного начала, символически высвобожденного из каменной гробницы, из плена схвативших его жестоких, но погруженных в летаргический сон врагов. Створки Изенгеймского алтаря, Кольмар, кисти Маттиаса Грюневальда.

3: Предки, боги, маски

Среди демонов, духов, незримых сил и богов, окружавших древнего человека, почти повсеместно чувствуется постоянное присутствие Предков — или в виде призраков, или резных идолов (верхнее фото). Следуя советам предков, придерживаясь их обычаев, послушно идя по их стопам, племя могло быть уверено, что останется в безопасности. Строгое подчинение традиции являлось абсолютной необходимостью, так как даже малейшее отступление могло порвать цепь культурной преемственности.

Однако общественные установления «примитивных» народов зачастую оказывались не менее угнетающими и оглупляющими, чем сегодняшние технические церемониалы и научный эксгибиционизм. Маска, возможно, появилась как приспособление, позволявшее быстро изменить внешность или поменяться ролями. Могущественное абстрактное изображение сверхъестественного существа предвосхищает некоторые из фантазий К.С. Льюиса или Олафа Стэплдона: замечательное изображение — правдоподобное вплоть до рудиментарных ножек — Большого Мозга! Подобные формы, часто называемые «примитивными», в действительности знаменуют заключительные стадии чрезвычайно сложной по своему устройству племенной культуры. На снимке группа соплеменников под зонтикообразной маской, изображающей священное существо, которую вместе надевают посвящаемые в таинства новички. Ангорам, Новая Гвинея.

4: Знаки и символы

Символическое изображение кисти руки появилось на стенах пещер во всем мире раньше, чем лицо, причем иногда было видно, что один или несколько суставов пальцев отрублены в знак священной жертвы. Представлены в пещерном искусстве и более отвлеченные знаки, получившие сомнительное название «крышеобразных», — и по-разному толковавшихся как изображения хижин, ловушек, загонов для животных. Однако сомкнутые ряды точек и «чертежи», похожие на какие-то математические обозначения, были истолкованы как сексуальные символы. Сколь бы зыбким ни было такое объяснение, эти знаки, несомненно, не только указывают на наличие абстрактного мышления, но и являются ранними следами длительных подсчетов. Отвлеченные знаки, иногда называемые «крышеобразными». Пещера Кастильо (Испания, Сантандер).

5: Прельщения пола

Некоторые из древнейших произведений палеолитического искусства намного совершеннее — и в техническом, и в эстетическом отношении, — чем подобные же изображения, выполненные десятками тысяч лет позднее представителями азильской, халафийской и кикладской культур. Подчеркнутое внимание к половым органам и вторичным половым признакам вроде ягодиц, выказанное, например, в так называемых «венерах» из Виллендорфа или Лесгаог, порой служило поводом для голословного сближения этих произведений со схожими внешне предметами культа позднейших религий «Богини-Матери». Более благоразумно было бы истолковывать такие фигуры, наряду с обособленными изображениями вульв и фаллосов, которые нередко находили неподалеку, — как проявления положительного осознанного интереса к полу — и, возможно, к сексуальным ритуалам. Однако женщина из пещеры Лоссель (Художественный музей Бордо), вырезанная в каменной глыбе, держит в руке бизоний рог, а рог сам по себе с давних пор служит в Италии сексуальным символом, например, в насмешливом прозвище обманутого мужа — «рогоносец». Сочетание рога в форме полумесяца и очертаний женского тела вновь появляется в облике египетской лунной богини Хатхор; возможно, это указывает на ранний интерес к астрономии. А это, в свою очередь, делает более правдоподобным мнение Маршака (Marshack, A. On Early Calendars. In Science: November 7, 1964), который увидел в пометках на множестве палеолитических костей и проколотых цилиндрах лунный календарь (см. Библиографию). Такого рода знаки говорят о способности к терпеливым и упорядоченным наблюдениям, сопоставимой с эстетическими достижениями в палеолитическом искусстве.

6: Неолитическое хозяйство

Образование деревенских поселений, некогда считавшееся прямым результатом «сельскохозяйственной революции», на самом деле началось на гораздо более ранней стадии. На юге России были раскопаны остатки палеолитических жилищ и очагов, которые, пожалуй, на десять тысяч лет старше Джармо или Иерихона. Раскопки совместной турецко-американской экспедиции в Чайёню в Турции (эту местность впервые открыл для археологии Рафаэль Пампелли в 1904 году), по-видимому, указывают на то, что теперь начальную стадию производства пищи следует отнести к еще более раннему периоду, наступившему приблизительно 11 000 лет назад. Кроме того, сделанные там находки — древнейшие металлические изделия, относящиеся примерно к 9 000 г. до н.э., в том числе и булавки, сделанные, видимо, из холодной кованой меди, — еще больше размывают проводившиеся прежде границы между каменным и медно-бронзовым веками. Эти новые датировки делают более понятным раннее возникновение Иерихона и поселения в Чатал-Хююке. Найденные в окрестностях кости диких овец, козлов и свиней, возможно, указывают на рано начавшееся здесь смешанное земледелие. В тропических краях «неолитическое» земледелие — основу которого составляли рис, таро, ямс, хлебное дерево и кокос, — представляло уже иную картину. У неолитической культуры, опиравшейся на надежный источник пропитания и постоянство места обитания, было, наверное, шесть тысячелетий для того, чтобы распространиться по всему свету с помощью маленьких независимых и сравнительно самодостаточных общин, прежде чем начались какие-либо попытки объединить их деятельность, повысить темп производительности или изъять излишки производства путем принуждения или покорения в пользу правящего сословия. На снимке, раскопки в Чайёню ведут турецкие, арабские и американские археологи; один из начальников работ — Роберт Дж. Брейдвуд из Чикагского Восточного института.

7: Птицы, песни и цветы

Расцвет неолитического земледелия весьма удачно символизирует разнообразие птичьей жизни — причем не где-нибудь на берегу реки или канала, а в болотах и на возделанных полях, где они поедали насекомых, столь часто устраивавших набеги на урожай. Такое восхищение птицами носило одновременно и эстетический, и практический характер: как и в сегодняшней Италии, даже самые мелкие птички были желанными «гостьями» на крестьянском столе. Египтянин Одубон, нарисовавший сценку, был зорким наблюдателем: орнитолог узнает здесь удода, трех сорокопутов и горихвостка. Птицы на акации. Гробница Хнумхотепа П. Ок. 1920-1900 гг. до н.э.

8: Мегамашины в действии

Ассирийцы сооружают насыпь для строительства дворца. Обратите внимание, какие фризы образуют ряды воинов. И надсмотрщики, и простые воины служили важнейшими деталями мегамашины.

9: Достижения мегамашины

Великая Китайская стена, построенная в III веке до н.э. для защиты от монгольских захватчиков, распростерлась на полторы тысячи миль в длину по пересеченной местности, свидетельствуя о невероятном могуществе строительной мегамашины.

10: «Цивилизованное» разрушение

Ассирийцы — как позднее монголы и ацтеки — славились своей бессмысленной страстью к разрушению и хитроумным садизмом. Однако уничтожение Гаману лишь предвосхитило на скромном уровне психические атаки и бесчеловечные методы массовых расправ современных правительств, гордо именующих себя «цивилизованными». Мраморная плита: Разграбление Гаману, Куюнджик.

11: Ремесло и человеческий масштаб

Несмотря на престиж мегатехники, малые искусства и ремесла тоже распространялись вширь и вглубь, и владевшие ими мастера накапливали навыки, совершенствовали традиционные методы, использовали местные ресурсы, приспособлялись к местным условиям, устанавливали стандарты ремесленного качества и изобретали бесконечное множество новых образцов товара. Большинством ремесел занимались дома или в усадьбе, распределяя обязанности в зависимости от возраста, умения и силы, и причем все участники несли личную ответственность за свою часть работы.

Эти японские изображения типично «средневековых» ремесел, приписываемые художнику Ёсинобу Кано (ок. 1620-1630 гг.), были созданы приблизительно в ту же самую пору, что и сходные по сюжету европейские гравюры на дереве Йоста Аммана и других. Вся эта серия отмечена редкостным социологическим чутьем: здесь показаны не только работники, материалы и трудовые процессы, но и домашнее окружение. Только отсутствие лишнего пространства мешает мне показать разнообразие индивидуальных жилищ — от скромной хижины плетельщика циновок с ветхой соломенной крышей до изысканных и удобных помещений для занятия привилегированными ремеслами — золотой лакировкой, вышивкой, изготовлением доспехов, мечей, — которые служили главным образом нуждам военной аристократии. Ткачество и прядение. Обратите внимание на разный возраст работниц — от пожилой прядильщицы до девочки, сматывающей нить. Фрагменты живописи из Китаина, буддистского храма в Кавагойе.

12: Подземная механизация

Ряд изобретений, сделавших возможным добычу руды на большой глубине, расчистил путь для крупных технических открытий последних пяти столетий. Железная дорога, подземка, механический лифт, паровой двигатель, кондиционер, искусственное освещение, — все это имеет свои корни в практике горного дела. Иллюстрация демонстрирует замкнутую автоматизированную систему, не нуждающуюся в рабочих, благодаря которой водяная мельница присоединяется к насосной системе для откачки подземных вод. На рисунке колесо водяной мельницы и насос для автоматического дренажа шахты. Из сочинения Агриколы «De Re metallica», 1546 (см. Библиографию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: