Желая усилить местную власть, дабы она могла лучше обеспечивать порядок, Екатерина II начала областную реформу. Страна была поделена на 50 (а не на 23, как ранее) губернии с числом жителей в 300-400 тыс. человек. Губернии, в свою очередь, делились на уезды по 20-30 тыс. жителей.
Во главе 2-3 губерний стоял генерал-губернатор. Он был сосредоточением местной исполнительной и судебной власти. Ему были вверены войска. Губерниями управляли губернаторы, которым подчинялся разветвленный государственный аппарат: губернское правление, осуществлявшее общее руководство и надзор; казенная палата, ведавшая промышленностью и финансами; приказ общественного призрения, который занимался школами, больницами, приютами; уголовная палата, судившая все сословия; также имелся в каждой губернии особый Верхний земский суд для дворян, особый суд для горожан (Магистрат) и Верхняя расправа для государственных крестьян. На должности руководителей всех перечисленных учреждений, как и на посты генерал-губернаторов и губернаторов, назначала императрица.
|
|
А вот уездная администрация зависела от воли местных дворян. Уездные дворяне объединялись в дворянские собрания, которые раз в три года выбирали высшее должностное лицо уезда — капитан-исправника. Поскольку он сам происходил из данной местности, то он лучше присланного из центра чиновника знал чаяния дворян-земляков и «старался» более «чужака», завися от дворянского собрания.
Таким образом, и центральные, и местные дворянские интересы были учтены при проведении областной реформы. Она значительно укрепила императорскую власть и авторитет, при этом расширила привилегии высшего сословия.
В ходе областной реформы увеличили число городов. Многие села, где размещались органы губернской или уездной власти, перевели в разряд городов. Так, в Российской империи появилось 216 новых городов. Городское население, особенно богатые купцы, получили новые права: их выборные входили в органы городского самоуправления, которое решало все городские дела совместно с городничим, назначаемым правительством.