Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант "А" (фигуры).
Инструкция испытуемому: "Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в какой-то одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: "Делай все подряд".
Время -120 сек.
Оценка: 1 балл за каждый правильно вписанный знак. Общая сумма равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами)
Дополнительные баллы | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 |
Время | < 70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | 101-110 |
Примечание:
1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
2. Если на первых 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.
Для детей 8 лет и старше независима от уровня развития: дается вариант "В" (цифры).
|
|
Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время - 120 сек. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков. Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.
Феномены:
Ø соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концентрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
Ø темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики:
Ø низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
Ø оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
Ø важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
Ø повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
Ø с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.