Увеличение производства зерна в странах мира предусматривает значительное повышение естественизации растениеводства, его стабильности. В засушливых условиях регионов особое значение имеет накопление и сохранение влаги в почве, ее рациональное использование, экологизация и биологизация технологий возделывания, сельскохозяйственных культур. Актуальны проблемы агроэнергетики, более полного использования естественных энергоресурсов (почвы, солнечной радиации, агробиоценозов), разработки интегрированных программ повышения урожайности сортов и гибридов. Особое внимание обращается на своевременность и качество выполнения агротехнологических операций, что позволяет в определенной степени нивелировать отрицательные последствия климата и погоды.
Ученые рассматривают сельское хозяйство как сложную биотехнологическую систему. В этой связи изучается сравнительная модель роста растений и сопутствующих ему фотосинтеза, транспирации, поглощения воды и питательных веществ. По этапам органогенеза растений, которых за рубежом выделяется 100, определяется воздействие на него внешней среды, в т.ч. погоды (суточные колебания плотности светового потока, сезонные колебания температуры воздуха, количества осадков) и почвы (химический состав, микробиологические процессы, водный баланс).
|
|
Посевы сельскохозяйственных растений - это биологическая система (агрофитоценоз), которая способна производить органическую продукцию, используя экологические факторы. При этом необходимо создавать наиболее благоприятные условия для произрастания растений по этапам органогенеза. Этапы органогенеза, на примере озимой пшеницы помещены в таблице 6.
6. Фазы развития и этапы органогенеза озимой пшеницы
Этапы органогенеза (но Ф.М. Куперман), их продолжительность (в днях), состояние развития | Фенологи ческие периоды и фазы | Элементы продуктивности | |
5-8 | Стеблевом побег не дифференцирован, конус нарастания в виде бугорка (0,2-0.3 мм) | Прорастание семян, всходы | Густота стояния растений |
II 9-11 | Начало интенсивное дифференциации конуса нарастания. Закладка зачаточных стеблевых углов и междоузлий в виде валиков | Третий лист, формирование узла кущения | Количество листьев. коэффициент кущения, зимостойкость |
III 14-16 | Сильное удлинение верхней и дифференциация нижней части конуса нарастания, закладываются зачаточный колос н колосовые бугорки; усиленный рост псевдостебля (листового влагалища) | Кущение | Количество члеников колосового стержня |
IV 12-14 | Формирование колосковых бугорков и сегментов конуса растения, начало закладки цветочных бугорков | Начало выхода растений в трубку | Количество колосков в колосе, засухоустойчивость |
Продолжение табл. 6
|
|
V 16-18 | Формирование колосковых чешуи, цветков и репродуктивных органов - пыльников и пестиков | Выход в трубку | Количество цветков в колосках |
VI 5-7 | Завершение дифференциации всех частей колоса. Окончание формирования пыльников и пестиков. Образование спорогенной ткани в пыльниках, формирование зародышевых мешков, яйцеклеток и пыльцевых черен. Последний лист свернут в трубку, колос в пазухе листа набухший | То же | Фертнльность цветков, плотность колоса. жаростойкость |
VII 9-11 | Интенсивный рост всех органов колоса. Созревание генеративных органов, яйцеклеток и пыльцевых зерен | Выход в трубку | Озерненность колоса |
VIII 5-7 | Завершение процессов формирования всех органов соцветия и цветка | Колошение | |
IX 4-^ | Опыление и оплодотворение | Цветение | |
X 11-13 | Формирование и рост зерновки | Формирование зерна | Величина зерновки |
XI 22-25 | Накопление питательных веществ в зерновке | Налив зерна. молочное состояние | Масса зерновки, устойчивость к суховеям |
XII 7-9 | Превращение питательных веществ в запасные вещества в зерновке | Восковая твердая и полная спелость |
Шкала, принятая во всех европейских странах, имеет 100 этапов. Основные из них такие: