Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря но теме «Мебель». Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навы­ка чтения слогов и слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления; артикуляцион­ной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, картинки с изображениями мебели, схемы слов, музыкальный мячик, резиновый мяч средне­го размера, рисунки по числу детей, контейнер с ватными палоч­ками, контейнер для использованных инструментов, влажные ги­гиенические салфетки, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнеры с гречкой, карточки с контурным изо­бражением стула.

Предварительная работа. Упражнения в назывании частей ме­бели на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Совер­шенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает детям выбрать по одной картинке из контейнера. С картинками в руках дети подхо­дят к столу, на котором лежат схемы слов (рис. 31).

Логопед. Положите картинки перед собой. Внимательно по­смотрите на схемы, лежащие на столе. Квадраты обозначают коли­чество слогов в слове. Кроме того, на каждом квадрате написана гласная буква, которая есть в этом слоге. Подберите схему к назва­нию выбранной вами мебели и положите ее под свою картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит т правильностью его выполнения и предлагает детям прокомментировать свои действия.

1-й ребенок. У меня на картинке шкаф. В этом слове один слог и одна гласная буква А.

2-й ребенок. У меня на картинке стол, В этом слове один слог и одна гласная буква О.

3-й ребенок. У меня на картинке стул. В этом слове один слог и одна гласная буква У.

4-й ребенок. У меня на картинке полка. В этом слове два слога и две гласных буквы О, А.

Логопед. Замечательно! Я горжусь нами. Сегодня мы про­должим разговор о мебели и поиграем в новые игры.

2. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед убирает картинки и схемы и достает музыкальный мячик.

Логопед. Давайте поиграем с музыкальным мячиком и со­берем семейку слов к слову стол. Я качу мячик одному из вас и задаю вопрос. Вы отвечаете на вопрос одним словом и катите мяч мне обратно. Как назвать маленький стол?

1-й ребенок. Столик.

Логопед. Как называется комната, где завтракают, обедают, ужинают?

2-й ребенок. Столовая.

Логопед. Как называется крышка стола?

3-й ребенок. Столешница.

Логопед. Как называют игры, в которые играют, сидя за столом?

4-й ребенок. Настольные

Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.

3. Упражнение «Закончи рисунок». [Развитие зрительного вни­мания, восприятия, мышления, топкой моторики.]

Логопед убирает мячик, достает рисунки в полосе и раздает их детям (рис. 32).

Логопед. Посмотрите на рисунки, которые я раздала. На них нарисована мебель. Вы должны закончить рисунок, не нару­шая последовательности чередования мебели.

Дети выполняют задание, логопед выясняет у них, почему они рисуют тот или иной предмет.

Логопед. Очень хорошо. Дома вы можете раскрасить свои рисунки и использовать их как закладки.

4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Разви­тие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторе­ние. См.: Занятие 1. Тема «Мебель».)]

Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

5. Упражнение с мячом «Образуй слово» [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных.]

Логопед берет в руки мяч.

Логопед. А сейчас новая игра. Я называю слово со звуком [ж] и бросаю вам мяч. Вы образуете от него слово, отвечающее на вопрос «Какой?», и возвращаете мяч мне. Я надеюсь, мы будете произносить звук [ж] правильно. Дождь.

1-й ребенок. Дождливый.

Логопед. Лыжи.

2-й ребенок. Лыжный.

Логопед. Книга.

3-й ребенок. Книжный.

Логопед. Вьюга.

4-й ребенок. Вьюжный.

Логопед. Какие же вы молодцы! Похлопайте себе.

6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]

Логопед пригашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Мотор­чик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Мо­торчике»

7. Работа в тетради № 1. [Развитие фонематических представ­лений (дифференциация звуков [к] – [г] – [х] в словах).]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите?

Дети. Буквы К, Г, X и картинки: колобка, гнома, хлопушку.

Логопед. Верно. Раскрасьте предметы, а потом прямыми ли­ниями соедините их с буквами, с которых начинаются их названия.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу,

8. Отгадывание загадок о мебели. [ Развитие речевого слуха, мышления. ]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами и поме­щает на наборное полотно предметные картинки с изображениями мебели.

Логопед. Я поставила перед вами картинки, которые помо­гут вам отгадать мои загадки.

Четыре братца под одной крышей стоят.

Что это?

Дети. Это стол. У него четыре ножки. Они одинаковые, как братья, и все стоят под одной крышей — столешницей.

Логопед. Верно.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы сидели много рад.

Дети. Это стулья. У них есть ножки и спинки, на них можно сидеть.

Логопед. Отлично.

9. Игра-соревнование «Кто скорее?» [Развитие тонкой мотори­ки, тактильной чувствительности.]

Логопед убирает картинки и раздает детям карточки с контур­ным изображением стула.

Логопед. Напоследок я хочу предложить вам поучаствовать в соревновании. Посмотрим, кто первым выложит контур стула гречкой.

Дети выполняют задание и определяют победителя.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям ссыпать гречку в контейнеры и уби­рает карточки и контейнеры. Он положительно оценивает деятель­ность всех детей и предлагает им перечислить понравившиеся игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: