Занятие 2 Предварительная работа

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Со­вершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие фонематических представлений (диф­ференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, коврограф, игрушки (би­нокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста), алгоритм рассказ о профессии, контейнер с фишками для слогового ана­лиза, плоскостные паровозик и вагончик для коврографа, пред­метные картинки (кит, бык, рис, сыр, шары, мячи, чашки, кук­лы), модели машинок по числу детей, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влаж­ные гигиенические салфетки; модуль с закрепленными на нем самолетами.

Предварительная работа. Разбор алгоритма рассказа о профес­сии на занятии по развитию речи. Разучивание пальчиковой гим­настики «Гонки» с воспитателями

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие связной речи]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столу, на котором лежат игрушки (бинокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста).

Логопед. Выберите каждый по одному предмету и сядьте.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает сказать, что за предметы они взяли, кому эти предметы принадлежат.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о профес­сиях людей, работающих на транспорте.

2. Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие связной речи.]

Логопед помещает па магнитную доску схему рассказа о про­фессии.

Логопед. Посмотрите внимательно на знакомую вам схему. Составьте по ней план рассказа о профессии.

1-й ребенок. Сначала мы должны сказать, как называется профессия.

2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.

3-й ребенок. Потом — что он делает

4-й ребенок. И вконце мы расскажем, что ему нужно для работы.

Логопед. Отлично! Подготовьте рассказы о тех людях, вещи которых вы выбрали.

Логопед дает детям две минуты для подготовки рассказов.

1-й ребенок. Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, на­жимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.

Аналогично рассказы составляют другие дети. Логопед предла­гает выбрать лучшего рассказчика.

3.Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навы­ка слогового анализа слов.]

Логопед убирает схему и ставит на стол контейнер с фишками для слогового анализа.

Логопед. А теперь разделите названия предметов, которые вы взяли, на слоги, возьмите фишки и составьте схемы.

Дети делят слова «руль», «бинокль», «штурвал», «фуражка» на слоги и составляют слоговые схемы. Логопед оценивает их работу.

4. Упражнение «Веселый поезд». [Совершенствование навыка составления и чтении предложений.]

Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения паровоза и вагончиков. С помощью «липучек» на вагончиках закреплены слова и знаки препинания: Никиты, ноты, У.

Логопед. Машинист Филя приехал к нам на веселом поезде. Поставьте вагончики после паровоза в таком порядке, чтобы получилось предложение.

Дети все вместе составляют и читают предложение.

Дети. У Никиты ноты.

В завершение этого этапа работы можно вспомнить все изученные ранее правила правописания.

5. Игра «Разноцветные вагоны». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы] - [и] в ряду слов).]

Логопед оставляет на коврографе паровоз и два вагончика, рас­сыпает перед коврографом картинки с изображениями предметов содержащих звуки [ы]—[и] в названиях.

Логопед. А теперь каждый из вас должен взять одну кар­тинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую — в желтый.

Лети выполняют задание молча. Картинки крепятся в вагончи­ках с помощью «липучек», Логопед оценивает работу детей.

6. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой мото­рики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздает маленькие модели машинок.

Логопед. А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».

Раз, два, три, четыре, пять Возят машинку по каждому паприку вперед и назад, начиная с большо­го пальца.

Можно гонки начинать. Теперь то же самое, но начиная с безымянного.

По кругу, по кругу.

Вперед и назад, Теперь - по кругу в одну и другую сторону.

Но пальцы машинку мою тормозят. Вновь катают машинку по пальни­кам, которые слегка

согнуты.

Закрылись. Сжимают кулак.

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже. Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке

7. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированно­го произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «превратиться в шоферов». Затем раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом произносят слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи вслед за логопедом.

8. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены ви­сящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают во­круг модуля так, чтобы самолетики оказались на уровне их губ.

Логопед. А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно по­дуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

9. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер и берет в рука мячик

Логопед. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?

1-й ребенок. Машинка.

Логопед. А очень большую машину?

2-й ребенок. Машинища.

Логопед. А как назвать человека, который водит поезд?

3-й ребенок. Машинист

Логопед. А как называется масло для двигателя машины?

4-й ребенок. Машинное масло.

Логопед. Правильно. Все слова, которые вы сейчас произ­носили, образованы от слова машина.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на за­нятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: