Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, игрушки (бинокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста), алгоритм рассказ о профессии, контейнер с фишками для слогового анализа, плоскостные паровозик и вагончик для коврографа, предметные картинки (кит, бык, рис, сыр, шары, мячи, чашки, куклы), модели машинок по числу детей, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки; модуль с закрепленными на нем самолетами.
|
|
Предварительная работа. Разбор алгоритма рассказа о профессии на занятии по развитию речи. Разучивание пальчиковой гимнастики «Гонки» с воспитателями
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие связной речи]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столу, на котором лежат игрушки (бинокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста).
Логопед. Выберите каждый по одному предмету и сядьте.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает сказать, что за предметы они взяли, кому эти предметы принадлежат.
Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о профессиях людей, работающих на транспорте.
2. Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие связной речи.]
Логопед помещает па магнитную доску схему рассказа о профессии.
Логопед. Посмотрите внимательно на знакомую вам схему. Составьте по ней план рассказа о профессии.
1-й ребенок. Сначала мы должны сказать, как называется профессия.
2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.
3-й ребенок. Потом — что он делает
4-й ребенок. И вконце мы расскажем, что ему нужно для работы.
Логопед. Отлично! Подготовьте рассказы о тех людях, вещи которых вы выбрали.
Логопед дает детям две минуты для подготовки рассказов.
1-й ребенок. Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.
|
|
Аналогично рассказы составляют другие дети. Логопед предлагает выбрать лучшего рассказчика.
3.Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед убирает схему и ставит на стол контейнер с фишками для слогового анализа.
Логопед. А теперь разделите названия предметов, которые вы взяли, на слоги, возьмите фишки и составьте схемы.
Дети делят слова «руль», «бинокль», «штурвал», «фуражка» на слоги и составляют слоговые схемы. Логопед оценивает их работу.
4. Упражнение «Веселый поезд». [Совершенствование навыка составления и чтении предложений.]
Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения паровоза и вагончиков. С помощью «липучек» на вагончиках закреплены слова и знаки препинания: Никиты, ноты, У.
Логопед. Машинист Филя приехал к нам на веселом поезде. Поставьте вагончики после паровоза в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Дети все вместе составляют и читают предложение.
Дети. У Никиты ноты.
В завершение этого этапа работы можно вспомнить все изученные ранее правила правописания.
5. Игра «Разноцветные вагоны». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы] - [и] в ряду слов).]
Логопед оставляет на коврографе паровоз и два вагончика, рассыпает перед коврографом картинки с изображениями предметов содержащих звуки [ы]—[и] в названиях.
Логопед. А теперь каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую — в желтый.
Лети выполняют задание молча. Картинки крепятся в вагончиках с помощью «липучек», Логопед оценивает работу детей.
6. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.]
Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздает маленькие модели машинок.
Логопед. А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».
Раз, два, три, четыре, пять Возят машинку по каждому паприку вперед и назад, начиная с большого пальца.
Можно гонки начинать. Теперь то же самое, но начиная с безымянного.
По кругу, по кругу.
Вперед и назад, Теперь - по кругу в одну и другую сторону.
Но пальцы машинку мою тормозят. Вновь катают машинку по пальникам, которые слегка
согнуты.
Закрылись. Сжимают кулак.
Машинка стоит в гараже,
И фары погасли не светят уже. Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке
7. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированного произношения звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «превратиться в шоферов». Затем раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом произносят слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи вслед за логопедом.
8. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]
Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены висящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают вокруг модуля так, чтобы самолетики оказались на уровне их губ.
Логопед. А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.
Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.
9. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]
Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер и берет в рука мячик
|
|
Логопед. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?
1-й ребенок. Машинка.
Логопед. А очень большую машину?
2-й ребенок. Машинища.
Логопед. А как назвать человека, который водит поезд?
3-й ребенок. Машинист
Логопед. А как называется масло для двигателя машины?
4-й ребенок. Машинное масло.
Логопед. Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.