Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словари по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Сс. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятии, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, буквари, рабочие тетради и тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, мяч.
Предварительная работа. Подготовка к игре ««Семейка слов» на индивидуальном занятии с логопедом. Подготовка к составлению рассказа по серии картинок «День в детском саду» с воспитателями.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи, Объявление темы занятия.]
|
|
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с чечевицей. В контейнере с чечевицей спрятаны небольшие предметы (игрушечная поварешки, шприц, тюбик с кремом, зонд).
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях работников детского сада, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали, кому нужен этот предмет.
1-й ребенок. Я выбрала шприц. Он нужен медсестре.
2-й ребенок. А у меня поварешка. Она нужна повару.
3-й ребенок. Я ваяла зонд. Он нужен логопеду.
4-й ребенок. А я нашел тюбик с кремом. Он нужен массажисту.
Логопед. Разделите названии этих предметов на слоги.
1-й ребенок. Шприц. Один слог.
2-й ребенок. Поварешка. Четыре слога.
3-й ребенок. Зонд. Один слог.
4-й ребенок. Тюбик. Два слога.
2. Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]
Логопед раздает детям семафоры.
Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
Дети. Звук [c]
Логопед. Давайте произнесем звук [с] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [с].
Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?
|
|
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
Дети. Он глухой.
Логопед. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Вы будете поднимать семафоры, как только услышите звук [с].
С, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с.
Са, ту, шо, су, за, со, до.
Санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.
Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].
Логопед. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза]
Логопед убирает семафоры.
Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, сели произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С, а. Что получилось?
1-й ребенок. Са.
Логопед. Верно. Получи фишку. С, о Что налучилось?
2-й ребенок. Со.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок. Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
4. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Сс. Формирование навыка осознанного чтении. Развитие фонематического восприятия, связной речи:]
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 50
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Санки Сашины сломались.
На снегу лежать остались.
В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?
Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с/].
Логопед. Верно. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названии которых начинаются со звука [с].
Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть стол, стул.
Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.
Логопед. А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
1-й ребенок. Са.
2-й ребенок. Су.
3-й ребенок. Со.
4-й ребенок. Си.
1-й ребенок. Сы.
2-й ребенок. Усы.
3-й ребенок. Оса.
4-й ребенок. Осы.
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок. Сок.
3-й ребенок. Сон.
4-й ребенок. Нос.
1-й ребенок. Квас.
2-й ребенок. Коса.
3-й ребенок. Сода.
4-й ребенок. Соки.
1-й ребенок. Гуси.
2-й ребенок. Хвост.
3-й ребенок. Стог.
4-й ребенок. Носики.
1-й ребенок. Оксана.
Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
1-й ребенок. Стог.
2-й ребенок. Коса.
3-й ребенок. Носики.
Логопед. Что такое носики?
Дети. Это семена клена.
Логопед. Теперь прочитайте предложения.
1-й ребенок. У Оксаны коса.
2-й ребенок. Оксана носит бусы.
3-й ребенок. По мосту ходит кот.
4-й ребенок. У кота усы.
Логопед. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слово Оксана написано с большой, заглавной буквы. Почему?
Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
Логопед. Отлично. Можете закрыть буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
5. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1 Тема «Детский сад, Профессии».)]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
6. Игра «Цепочка». [Автоматизация произношения звука [р] в открытых слогах.]
|
|
Логопед предлагает детям поиграть в игру с мячом.
Логопед. А теперь вспомните, как произносится звук [р]. Будем передавать мяч по цепочке и произносить слоги с ним.
Отрабатывается произношение слогов: ра, ры, рэ, ро, ру.
7. Работа в тетради № 2 [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.
Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква С – согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул, Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые. Давайте напишем букву Сс. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложения мыбудем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
8. Рассказ по серии картинок «День в детском саду». [Развитие
связной речи.]
Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».
Логопед. Давайте рассмотрим картинки и составим рассказ «День в детском саду». Что изображено на первой картинке?
1-й ребенок. Утром мамы привели детей в детский сад. Их встретила воспитатель Нина Николаевна.
Логопед. Что сделали дети?
2-й ребенок. Дети разделись, попрощались с мамами и пошли в помещение группы.
Логопед. Посмотрите на вторую картинку. Куда пригласила детей Нина Николаевна? Что сделали дети?
3-й ребенок. Нина Николаевна пригласила детей мыть руки.
4-й ребенок. Дети хорошо вымыли и вытерли руки.
Логопед. Рассмотрите следующую картину. Что было дальше?
1-й ребенок. Дети пошли завтракать. Повар Наталия Борисовна сварила им вкусную кашу и какао.
2-й ребенок. Дети съели кашу, выпили какао и поблагодарили Наталию Борисовну.
|
|
Логопед. Рассмотрите четвертую картинку и расскажите, что было дальше.
3-й ребенок. После завтрака дети пошли на музыкальное занятие. Вместе с Татьяной Сергеевной они пели и танцевали.
Логопед. Переверните страницу. Что вы видите на следующей картинке?
4-й ребенок. После музыкального занятия дети пошли в изостудию. Анна Андреевна учила их рисовать осенний пейзаж.
Логопед. Что было после рисования? Посмотрите на следующую картинку.
1-й ребенок. После занятий дети вместе с Ниной Николаевной пошли на прогулку. Они гуляли в осеннем парке, собирали листья, играли в пятнашки.
Логопед. Рассмотрите следующую картинку. Что было после прогулки?
2-й ребенок. После прогулки дети переоделись, вымыли руки и пошли обедать.
3-й ребенок. Они с аппетитом ели гороховый суп, картофельное пюре с котлетой, пили яблочный сок.
Логопед. Отлично. Окончание рассказа вы придумаете с Ниной Николаевной после тихого часа и повторите весь рассказ целиком. А сейчас откройте тетради.
9. Игра с мячом «Семейка слов». [Расширение словаря по теме «Детский сад. Профессии» (образование однокоренных слов).]
Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер, берет в руки мяч.
Логопед. Все педагоги воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.
Проводится игра с мячом.
Логопед. Как называется человек, который воспитывает детей?
1-й ребенок. Воспитатель.
Логопед. Какие дети в детском саду?
2-й ребенок. Воспитанные.
Логопед. Как воспитатели называют детей?
3-й ребенок. Воспитанники.
Логопед. Что получают дети в детском саду?
4-й ребенок. Воспитание.
Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.
10. Окончание занятия. [Оценки работы детей.]
По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.