Занятие 2 2. Игра «Подними семафор»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словари по теме «Детский сад. Профессии». Совершенство­вание навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Сс. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре­чевого слуха, фонематического восприятии, зрительного внима­ния и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мел­кие предметы, семафоры, буквари, рабочие тетради и тетради «За­нимаемся вместе» по числу детей, фишки, мяч.

Предварительная работа. Подготовка к игре ««Семейка слов» на индивидуальном занятии с логопедом. Подготовка к составлению рассказа по серии картинок «День в детском саду» с воспитателями.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация слова­ря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навы­ка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи, Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором стоит контей­нер с чечевицей. В контейнере с чечевицей спрятаны небольшие пред­меты (игрушечная поварешки, шприц, тюбик с кремом, зонд).

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях ра­ботников детского сада, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали, кому нужен этот предмет.

1-й ребенок. Я выбрала шприц. Он нужен медсестре.

2-й ребенок. А у меня поварешка. Она нужна повару.

3-й ребенок. Я ваяла зонд. Он нужен логопеду.

4-й ребенок. А я нашел тюбик с кремом. Он нужен масса­жисту.

Логопед. Разделите названии этих предметов на слоги.

1-й ребенок. Шприц. Один слог.

2-й ребенок. Поварешка. Четыре слога.

3-й ребенок. Зонд. Один слог.

4-й ребенок. Тюбик. Два слога.

2. Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического вос­приятия.]

Логопед раздает детям семафоры.

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

Дети. Звук [c]

Логопед. Давайте произнесем звук [с] все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [с].

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Вы бу­дете поднимать семафоры, как только услышите звук [с].

С, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с.

Са, ту, шо, су, за, со, до.

Санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.

Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].

Логопед. Молодцы! Вы были внимательными и не допуска­ли ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза]

Логопед убирает семафоры.

Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, сели произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С, а. Что получилось?

1-й ребенок. Са.

Логопед. Верно. Получи фишку. С, о Что налучилось?

2-й ребенок. Со.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок. Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет по­бедителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Сс. Формирование навыка осознанного чтении. Развитие фонемати­ческого восприятия, связной речи:]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 50

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страни­цы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Санки Сашины сломались.

На снегу лежать остались.

В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?

Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с/].

Логопед. Верно. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, на­звании которых начинаются со звука [с].

Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть стол, стул.

Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.

Логопед. А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й ребенок. Са.

2-й ребенок. Су.

3-й ребенок. Со.

4-й ребенок. Си.

1-й ребенок. Сы.

2-й ребенок. Усы.

3-й ребенок. Оса.

4-й ребенок. Осы.

1-й ребенок. Сом.

2-й ребенок. Сок.

3-й ребенок. Сон.

4-й ребенок. Нос.

1-й ребенок. Квас.

2-й ребенок. Коса.

3-й ребенок. Сода.

4-й ребенок. Соки.

1-й ребенок. Гуси.

2-й ребенок. Хвост.

3-й ребенок. Стог.

4-й ребенок. Носики.

1-й ребенок. Оксана.

Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте под­писи под ними.

1-й ребенок. Стог.

2-й ребенок. Коса.

3-й ребенок. Носики.

Логопед. Что такое носики?

Дети. Это семена клена.

Логопед. Теперь прочитайте предложения.

1-й ребенок. У Оксаны коса.

2-й ребенок. Оксана носит бусы.

3-й ребенок. По мосту ходит кот.

4-й ребенок. У кота усы.

Логопед. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Об­ратите внимание: слово Оксана написано с большой, заглавной буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Отлично. Можете закрыть буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

5. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: За­нятие 1 Тема «Детский сад, Профессии».)]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

6. Игра «Цепочка». [Автоматизация произношения звука [р] в открытых слогах.]

Логопед предлагает детям поиграть в игру с мячом.

Логопед. А теперь вспомните, как произносится звук [р]. Будем передавать мяч по цепочке и произносить слоги с ним.

Отрабатывается произношение слогов: ра, ры, рэ, ро, ру.

7. Работа в тетради № 2 [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой ка­рандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква С – согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул, Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые. Давайте напишем букву Сс. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Напи­шите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложения мыбудем писать на индивидуальных занятиях. За­кройте тетради.

8. Рассказ по серии картинок «День в детском саду». [Развитие
связной речи.]

Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

Логопед. Давайте рассмотрим картинки и составим рассказ «День в детском саду». Что изображено на первой картинке?

1-й ребенок. Утром мамы привели детей в детский сад. Их встретила воспитатель Нина Николаевна.

Логопед. Что сделали дети?

2-й ребенок. Дети разделись, попрощались с мамами и пошли в помещение группы.

Логопед. Посмотрите на вторую картинку. Куда пригласила детей Нина Николаевна? Что сделали дети?

3-й ребенок. Нина Николаевна пригласила детей мыть руки.

4-й ребенок. Дети хорошо вымыли и вытерли руки.

Логопед. Рассмотрите следующую картину. Что было дальше?

1-й ребенок. Дети пошли завтракать. Повар Наталия Борисовна сварила им вкусную кашу и какао.

2-й ребенок. Дети съели кашу, выпили какао и поблагода­рили Наталию Борисовну.

Логопед. Рассмотрите четвертую картинку и расскажите, что было дальше.

3-й ребенок. После завтрака дети пошли на музыкальное занятие. Вместе с Татьяной Сергеевной они пели и танцевали.

Логопед. Переверните страницу. Что вы видите на следу­ющей картинке?

4-й ребенок. После музыкального занятия дети пошли в изостудию. Анна Андреевна учила их рисовать осенний пейзаж.

Логопед. Что было после рисования? Посмотрите на сле­дующую картинку.

1-й ребенок. После занятий дети вместе с Ниной Никола­евной пошли на прогулку. Они гуляли в осеннем парке, собирали листья, играли в пятнашки.

Логопед. Рассмотрите следующую картинку. Что было пос­ле прогулки?

2-й ребенок. После прогулки дети переоделись, вымыли ру­ки и пошли обедать.

3-й ребенок. Они с аппетитом ели гороховый суп, карто­фельное пюре с котлетой, пили яблочный сок.

Логопед. Отлично. Окончание рассказа вы придумаете с Ни­ной Николаевной после тихого часа и повторите весь рассказ цели­ком. А сейчас откройте тетради.

9. Игра с мячом «Семейка слов». [Расширение словаря по теме «Детский сад. Профессии» (образование однокоренных слов).]

Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер, берет в руки мяч.

Логопед. Все педагоги воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.

Проводится игра с мячом.

Логопед. Как называется человек, который воспитывает детей?

1-й ребенок. Воспитатель.

Логопед. Какие дети в детском саду?

2-й ребенок. Воспитанные.

Логопед. Как воспитатели называют детей?

3-й ребенок. Воспитанники.

Логопед. Что получают дети в детском саду?

4-й ребенок. Воспитание.

Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.

10. Окончание занятия. [Оценки работы детей.]

По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: