Я сегодня был танкистом,
В танке мчался в поле чистом,
По оврагам, по холмам.
Управлял я танком сам.
Ничего, что это ящик.
Танк совсем как настоящий,
Я немного подрасту,
В армию служить пойду. И. Нищева
На границе
На ветвях застыли птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
У границы сторожат.
Моряк
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на просторе
Наш родной российский флаг.
5. Работа в тетради № 1. [ Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи ]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Что нарисовано на странице слева?
Дети. Слева нарисованы военный корабль и танк.
Логопед. Обведите корабль и раскрасьте его серым карандашом. У военных кораблей именно такой цвет.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает тетради.
6. Подвижная игра «Пограничник» [ Координация речи с движением. ]
Тропинки лесные. Маршируют по кругу друг за другом.
Пахучие травы.
За темным оврагом
Простор полевой.
Вечерней порою Останавливаются, прикладывают воображаемый
В дозор от заставы бинокль к глазам, выполняют повороты.
Идет пограничник Вновь маршируют по кругу
Страны часовой. Д. Жаров
7. Работа в тетради № 2. [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [з] в словах с опорой на картинки).]
Логопед раздает детям тетради.
Логопед. Произнесите звуки [с] и [з]. Расскажите, что это за звуки.
Дети произносят звуки.
Дети. Звук [с] — согласный глухой твердый. Звук [з] — согласный звонкий твердый.
Логопед. Обведите и изображения предметов, в названиях которых есть звук [с], розовым карандашом, а картинки со звуком [з] — голубым карандашом.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает тетради и контейнер с карандашами.
8. Игра «Моряки» [Автоматизация звуки [р] в предложении]
Логопед помещает на каврограф плоскостное изображение военного игрушечного корабля, а на столе раскладывает плоскостные изображения игрушечных зверюшек в бескозырках.
Логопед. Игрушки решили поиграть в военных моряков. Они построили корабль и стали подниматься по трапу. Сейчас вы будете по одному сажать зверей на корабль и проговаривать предложения с названием вашей зверюшки. Например: «По трапу поднимается крокодил».
1-й ребенок. По трапу поднимается Чебурашка.
2-й ребенок. По трапу поднимается рысь.
3-й ребенок. По трапу поднимается зебра.
4-й ребенок.По трапу поднимается баран.
Логопед хвалит детей за правильное звукопроизношение, но не убирает кораблик, так как следующая игра будет связана с предыдущей.
9. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Развитие навыков звукового анализа. (определение места звука на фоне слова). ]
Логопед раздает детям «светофоры» и маленькие разноцветные кораблики.
Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с корабликами. Они будут плавать и показывать, на каком месте в произнесенном мною слове находится звук [р].
Логопед произносит слова (кораблик, трап, корма, матрос, бескозырка, иллюминатор, рында) и показывает соответствующий предмет на пособии, а дети корабликом показывают место звука в каждом слове.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед вместе с детьми перечисляют игры и задания, которые они выполняли. Логопед оценивает работу детей.