«Никогда не теряйте себя самого на сцене. Всегда действуйте от своего лица человека-артиста. Потеря себя на сцене является тем моментом, после которого сразу кончается переживание и начинается наигрыш»1,— пишет К. С. Станиславский.
В упражнениях на оценку факта особенно важно проверять себя: так ли я оценил бы событие, если бы оно в действительности произошло со мной?
По существу, студенты давно уже сталкивались с оценкой событий в предыдущих упражнениях, так как в жизни и творчестве элементы сценического самочувствия тесно связаны друг с другом и существуют в единстве, но мы давали сценические упражнения для освоения каждого элемента, не забегая вперед в последовательности их прохождения и не раскрывая свойств остальных элементов, пока не освоены предыдущие. В этюдах на отношение к факту мы обычно даем события, которые могли бы произойти в действительности. Это — первые этюды, в которых есть сюжет, т. е. небольшая завязка, кульминация и развязка.
Этюды строятся так, чтобы в них случалось какое-либо событие или неожиданность, изменяю
|
|
1 К. стр. 227. С. Станиславский, Собр.соч., т. 2,
Стр133
щая течение жизни в этюде, заставляющая оценить новое положение вещей и начать действие в новом самочувствии и ритме. Предлагаемые обстоятельства должны быть оправданы исполнителем заранее, перед этюдом, но мы предлагаем ему не придумывать заранее, как он оценит событие, а находить выход из положения тут же, на сцене.
Таким образом, идет дальнейшее развитие воображения, находчивости, поисков правдивого отношения. Все ранее пройденное: внимание, свобода мышц, предлагаемые обстоятельства, воображение, перемена отношения к предмету и месту действия, — как в фокусе, собирается в этих этюдах и является основой творческой импровизации.
Вот несколько этюдов, созданных студентами.
Студент занимается у себя дома. Неожиданно с потолка начинает капать вода. Как он оценит это событие и что будет делать? Если он отодвинет стол, подставит под капающую воду ведро или таз и затем снова начнет заниматься, этот этюд передается другому. Если и тот не найдет убедительного поведения, передаем следующему, пока кто-нибудь не догадается узнать, почему льется вода,— словом, найдет логичное для данного случая поведение и действие. На этом примере мы объясняем, что неожиданное событие влечет за собой ряд действий в новом самочувствии и ритме.