Разнообразие, живость, органичность, неожиданность, убедительность приспособлений показывают одаренность актера.
Цель и действие обычно определяются артистом до выхода на сцену. Это сознательные части выполнения задачи. Например: моя цель — купить себе новый костюм; мое действие — занять деньги, недостающие на покупку.
Приспособление полусознательно и бессознательно возникает как способ преодоления тех препятствий, с которыми сталкивается артист в процессе достижения цели (выполнения задачи). Другими словами, оно зависит от тех случайностей и неожиданностей, с которыми приходится сталкиваться на сцене, и проявляется в находчивости при выполнении задачи. Например, для того чтобы занять деньги, я прихожу к своему дяде. Но оказалось, что он заболел и мне нужно найти особенно деликатный способ попросить у него взаймы. В другом случае дядя может считать, что новый костюм это франтовство, ненужная трата денег, и мне нужно убедительно и серьезно доказать ему, что новый костюм мне необходим для дела, и т. д.
|
|
При выполнении задачи цель накладывает свой отпечаток на характер действия, определяет самочувствие, в котором действует актер. Для того чтобы объяснить студентам, как меняется
Стр. 152
самочувствие от перемены цели и как эта новая цель меняет характер действия, мы даем следующие несложные упражнения на физическую задачу.
«Условимся пока иметь дело только с физическими задачами,—пишет К. С. Станиславский.—-Они легче, доступнее и выполнимее...» «Верное выполнение физической задачи поможет вам создать правильное психологическое состояние. Оно переродит физическую задачу в психологическую. Ведь... всякой физической задаче можно дать психологическое обоснование... Пользуйтесь неопределенностью границы между физическими и психологическими задачами»1.
Действие остается — меняется цель (хотение).
Упражнения на изменение цели действия, так же как и предыдущие, должны быть окружены тщательным и подробным составлением предлагаемых обстоятельств. Например. Одеваюсь: а) для того чтобы идти на вечер; б) чтобы идти в больницу к больной матери.
В первом случае надо знать, что это за вечер, кто там будет, важно ли мне туда попасть и т. д.,— словом, все должно быть известно так же подробно, как мы это знаем в реальной жизни. Если там будет человек, который для меня важен, я буду
1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 161.