бахрому скатерти на пуговицу пиджака. Когда он встал, то потащил за собой скатерть и чуть было не сбросил на пол все, что стояло на столе. Очень похож на правду рассказ о том, как гражданин, опаздывая на поезд, в последний момент с женой и с носильщиком подбежал впопыхах к вагону. Он успел сунуть полтинник жене, поцеловал носильщика и на ходу вскочил в вагон. Вспомните, какой неловкой походкой иногда идут люди, получающие грамоту на торжественном собрании.
Когда актер попадает в центр внимания зрителя, мышечное перенапряжение или расслабленность (разновидности потери самообладания, внутреннего равновесия) принимает самые разнообразные формы. Они могут проявиться и в развязности, и в вялости, в полном отсутствии инициативы. Свое смущение и несвободу неопытные актеры стараются прикрыть множеством движений и ненужных действий. От зажатости диафрагмы и горла может пропасть голос, вместо громкого звука слышится хриплый шепот, глаза могут видеть происходящее как бы в тумане, слух не улавливает смысла текста, произносимого партнером. Наконец, от волнения студент может потерять способность мыслить и действовать. В таком состоянии творчество невозможно.
|
|
Вот что пишет по этому поводу К. С. Станиславский: «...В творческом состоянии большую
роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет им не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая его и мешая ему быть проводником наших психических движений... Поэтому развить в себе привычку к освобождению тела от излишней напряженности — значит устранить одно из существенных препятствий к творческой деятельности»1.
К. С. Станиславский нашел способ воспитания мышечной свободы — элемента внутреннего сценического самочувствия. Этот способ заключается в создании «мышечного контролера» — способности быстро находить, в какой группе мышц создалось излишнее напряжение, и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько нужно,— ни больше, ни меньше.
«Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности»2,— пишет К. С. Станиславский.
1 К. С.Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1953, стр. 488.
2 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 135.