(Вспомните описание сценической борьбы или драки в главе о беспредметных действиях.)
Чем же отличаются сценические чувства от жизненных? Тем, что в жизни возникают по большей части первичные чувства, а на сцене — повторные.
Что же такое повторные чувства?
Если мы в жизни глубоко пережили какое-нибудь событие, то запоминаем вместе с этим событием и те чувства, которые нас тогда охватывали. Например, почти все испытывали волнение, когда получали свидетельство об окончании школы или аттестат зрелости. Тут воедино сливались радость по поводу окончания и грусть по поводу расставания с школой, педагогами и товарищами, мечты и надежды на будущее и т. д. Вспоминая об этой минуте, мы невольно вспоминаем и то волнение, которое тогда переживали. Эти чувственные воспоминания о пережитом, оживленные ассоциациями, являются источником наших переживаний на сцене. «Подобно тому как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования. Казалось, что они совсем забыты, но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания, иногда такие же сильные, как в пер-
|
|
Стр. 131
вый раз, иногда несколько слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде»1,— пишет К. С. Станиславский.
Но как быть, если я никогда не переживал чувств, связанных, например, с получением аттестата зрелости, потому что вообще его не получал?
Если я не получал аттестата зрелости, то мог испытать похожие чувства, получая, скажем, почетную награду на торжественном собрании. Наконец, я мог радоваться за близкого человека, получившего аттестат зрелости, и это сочувствие может явиться источником подобных чувств. Это не означает, что студент должен мучительно рыться в своей памяти чувствований, как в кладовой, отыскивая нужные ему повторные чувства. Сценическое (повторное) чувство может возникнуть непроизвольно, само собой, в процессе действия при повторении похожих предлагаемых обстоятельств. Думать нужно не о чувстве, а о действии. Если же начать играть чувства, ничего, кроме наигрыша, не получится.
К этому нужно добавить, что действовать в упражнениях и этюдах нужно от своего лица в предлагаемых обстоятельствах.
'К.С. Станиславский, Собр. соч., т. стр. 216.