Во всяком случае, внешнее изображение перемены отношений никого удовлетворить не может.
Но ясно одно: если я не могу найти верного, живого отношения к партнеру, значит, мое воображение недостаточно увлечено созданием оправдания этого отношения. Надо расшевелить свое воображение, помочь ему. Например, рассматривая своего партнера, увидеть, что у него, скажем, красивые глаза или волосы, или вспомнить о каком-нибудь его хорошем поступке и, развивая это отношение, прийти к тому, что он мне начнет нравиться.
Есть и другой путь: вспомнить свое отношение к человеку, который нравится, постараться перенести это отношение на своего партнера. А вот как перенести это отношение — студенты должны найти сами. Тут никто помочь не может, но, вероятно, это не так уж сложно, ибо все это находят.
Необходимо отбросить предрассудок, что можно научить «играть» те или иные чувства. Научить играть вообще никого нельзя, говорит К. С. Станиславский, и продолжает: «Каждый человек вскрывает в себе и освобождает для творчества свое зерно, свою любовь совершенно особым и неповторимым образом, составляющим его индивидуальную неповторимость, его тайну. И поэтому тайна творчества одного не годна
Стр.148
для другого и не может быть передана как образец для подражания никому»1.
Формула «Научить играть нельзя — можно только научиться» призывает к огромной самостоятельной работе по изучению, осмысливанию и освоению элементов актерской техники применительно к своей творческой индивидуальности.
Первоначальные упражнения на перемену отношения к партнеру дают возможность установить лишь одно отношение между действующими лицами. В дальнейших этюдах это отношение будет изменяться на протяжении действия. В самом деле, в жизни бывает так, что друзья ссорятся, а враги мирятся, влюбленные расходятся или навек соединяются, дети причиняют огорчения родителям или, наоборот, родители понимают, что дети выросли и надо относиться к ним как к взрослым людям, и т. д. Так же, как и в жизни, на сцене в столкновении интересов меняются отношения между людьми, и это изменение — одна из основ сценического действия.
1. Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918 —1922 гг., записанные заслуж. артисткой РСФСР К. Е. Антаровой, М,—Л., ВТО, 1939, стр. 81
Стр. 149