Упражнения на развитие артистического воображения мы начинаем с «оправдания поз», т. е. с обоснования позы вымыслом воображения. Это — первое упражнение, в котором вводится «если бы».
Мы предлагаем студентам ходить в разных направлениях по комнате и по хлопку преподавателя принимать первую попавшуюся позу. Затем, не меняя этой позы, освободить мышцы и найти оправдание этого положения каким-либо действием. Оправдание — причина, которой я объясняю свои действия. Например, занимающийся протянул вперед руку с вытянутым указательным пальцем. Освободив мышцы, он оправдал эту позу тем, что стоял бы так, если бы хотел нажать кнопку звонка в свою квартиру. Другой вытянул руки и, наклонившись вперед, поднял левую ногу. Освободив мышцы, он оправдал эту позу тем, что собирался сесть на велосипед. Третий, присев, оправдал позу тем, что наблюдал за муравьем, тащившим огромную, не по его росту, щепку.
«Стоит поверить этому вымыслу, и тотчас же ради жизненной задачи... мертвая поза превратится в живое, подлинное действие. Почувствуйте только правду в этом действии, и тотчас же сама природа придет на помощь: лишнее напряжение ослабится, а необходимое укрепится, и это про-
|
|
Стр. 79
изойдет без вмешательства сознательной техники»1.
После того как студент нашел оправдание позы и сказал об этом преподавателю, надо, чтобы он некоторое время побыл в этой позе, ощущая ее оправдание. Когда оно найдено и человек его реально чувствует, то поза, до этого неудобная, становится удобной, приобретает смысл.
На этих упражнениях студенты должны понять, что на сцене не должно быть ни одного неоправданного положения. Продолжая находить оправдание поз, они приходят к выводу, что не надо бояться никаких положений на сцене, потому что любое можно оправдать.
Для того чтобы оправдания были действенны, мы запрещаем: а) придумывать позу до хлопка преподавателя (для того чтобы сделать ее непроизвольно); б) делать танцевальные па и оправдывать это тем, что собираемся танцевать; в) оправдывать позы выражением чувств (я испугался, обрадовался и т. д.).
Далее мы даем задание сделать непроизвольный жест и оправдать его, например: 1) вскидываю руку, оправдание — останавливаю проходящую машину или могу ответить на вопрос во
1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 140-141.