уловить мельчайшие изменения в настроении партнера, иногда выражающиеся в почти незаметных признаках.
Например, вы встречаете товарища и видите, что он чем-то сильно расстроен. «Что с тобой?»— спрашиваете вы. «Ничего»,— отвечает он и улыбается, показывая, что ничего не произошло, а вы за этой улыбкой чувствуете, что ему плакать хочется.
Таким образом, общение, тесно связанное со сценическим вниманием, умением заинтересоваться партнером, дает возможность собрать материал, опираясь на который можно преодолевать противодействие партнера.
В начале общения необходимо привлечь внимание своего партнера. Студенты иногда пропускают первый момент — начало общения. Им кажется, что партнеры обязательно должны их слушать, а это не всегда бывает. Если этот первый момент завоевывания внимания партнера выпал, общения не получится.
Общения не получится также, если студент, стремясь идти по сюжетной линии этюда, не оценивает живого отношения и состояния партнера.
Например, по условиям этюда партнер должен со мной поссориться. Но он не накопил достаточных поводов для серьезной ссоры и только
|
|
Стр. 166
дуется «на меня. Это живое отношение я должен преодолевать. Пусть этюд повернется и пойдет совсем не так, как это было условлено. Это — импровизация, в которой все должно возникнуть по живому, логически и последовательно здесь же, на сцене. Если же, не обращая внимания на оценку самочувствия партнера, возникшую на сцене, я буду втискивать себя в заранее придуманную схему, то ничего, кроме неправды, не получится.
Предварительное знание содержания этюда иногда толкает студента на то, чтобы он, выйдя на сцену, сразу «понял» все взаимоотношения и события, которые там произошли. В жизни так бывает очень редко. Вначале возникает оценка события, появляется догадка, предположение, и только после выяснения существа дела, его причин, деталей делаются выводы. Этот процесс самое простое человеческое действие, которое нам приходится постоянно проделывать в жизни, но, как только мы попадаем на сцену, детали и последовательность этого действия забываются. Поэтому студентам надо «забыть» о сюжете этюда и идти ка сцену так, как если бы они не знали того, с чем они там столкнутся, а знали бы только предлагаемые обстоятельства и то, ради чего они сюда пришли.
«Партнер никогда не должен говорить партнеру, что он будет делать на сцене, — писал