души», чтоб понять, какой из элементов самочувствия заработал неправильно. Осознав ошибку, он исправляет ее. При этом ему ничего не стоит раздваиваться, то есть, с одной стороны, исправлять то, что неправильно, а с другой — продолжать жить ролью»1,— пишет К. С. Станиславский.
Если вы во время исполнения этюда почувствуете, что «зажаты», определите, где у вас зажим, то вам удастся освободить эти мышцы. Если вы поймете, что ваше внимание ослабилось и вы не понимаете того, что говорит вам партнер, проделайте упражнение на собирание внимания на объекте-точке, остановив на минуту течение действия или улучив удобный момент. Один элемент потянет за собой другой, и вы снова «вправитесь» в верное сценическое самочувствие.
Такое раздвоение сознания актера сопровождает сценическое действие. Актер должен быть предельно увлечен происходящим на сцене, но какая-то часть его сознания свободна от увлечения и контролирует качество исполнения роли.
«Я никогда не бываю на сцене один,— пишет Ф. И. Шаляпин.— На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. «Слишком много слез, брат,— говорит корректор актеру.— Помни
|
|
1. К.С. Станиславский, собр. Соч., т.2, стр.328
Стр.171
что плачешь не ты, а плачет персонаж. Убавь слезу». Или же: «Мало, суховато. Прибавь»1.
Не забывайте, что при этих сухих приказах «второго» Шаляпина «первый» Шаляпин плачет искренними слезами.
Но актерское сознание (второе «я» актера) не должно чрезмерно контролировать течение игры. Если оно будет вмешиваться слишком часто, это засушит исполнение роли, сделает его холодным, рассудочным.
Необходимо, чтобы актерское раздвоение помогало исполнителю увлечься сценическим действием и обрести верное самочувствие. Самой большой радостью для второго «я» актера является ощущение, что он играет хорошо, верно, увлеченно и правдиво живет на сцене. Исправление ошибок, возникающих во время игры, должно осуществляться по мере их возникновения и помочь выравниванию того сценического самочувствия, при котором все удается и игра на сцене доставляет удовольствие. Первоначально исправление ошибок идет сознательно, но практика должна приучить занимающихся к автоматическому налаживанию сценического самочувствия.
«Элементы самочувствия нуждаются в
1 Федор Иванович Шаляпин, т. I, М., «Искусство», 1957, стр. 303.