Создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения детей в ДОУ

Служба психолого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка – это структурное подразделение образовательного учреждения, возникающее в его рамках, подчиняющееся руководству образовательного учреж­дения, предназначенное для сопровождения воспитанников этого учреждения.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуации развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей.

Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует, прежде всего, цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в ДОУ определяется как «система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде».

Можно выделить три основные формы организации службы сопровождения ребенка в ДОУ:

III уровень (областной)   ГОУЯО Центр психолого-медико-социального сопровождения «Центр помощи детям» (ул.Некрасова,58)
     
II уровень (городской)   МОУ Центр диагностики и консультирования «Развитие» (пр-т Ленина,26)
     
I уровень (ДОУ)   Дошкольные образовательные учреждения психолого- медико- педагогический консилиум

Более подробно мы рассмотрим организацию ПМПК как наиболее распространенную и актуальную форму индивидуального сопровождения развития ребенка.

ПМПк руководствуется в своей деятельности:

ü Конвенцией ООН о правах ребенка;

ü Законом РФ «Об образовании» в редакции 2002 г.;

ü Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867);

ü Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. N 636).

ü Письмом Минобразования РФ от 6 апреля 2001 г. N29/1495-6 "Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС-центров»

ü Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования России от 27. 06.2003 №28-51-513116

ü Нормативно-правовыми документами федерального, регионального и му­ниципального уровня;

ü Уставом учреждения;

ü Договором между образовательным учреждением и родителями (закон­ными представителями) обучающегося, воспитанника;

ü Договором между ПМПк образовательного учреждения и городской психо­лого-медико-педагогической комиссией.

Цель ПМПК – создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.

Задачи ПМПК:

- всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции);

-утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

-утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями);

-укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком;

- рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе и потенциальных);

- включение родителей в деятельность службы сопровождения;

-повышение компетентности специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

Основные принципы деятельности ПМПК:

1. Принцип рекомендательного характера советов сопровождающего. Все решения могут носить только рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением.

2. Принцип приоритета интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка». Решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для ребенка.

3. Принцип непрерывности сопровождения. Непрерывное сопровождение ребенка на всех этапах помощи в решении проблемы.

4. Принцип мультидисциплинарности (комплексный подход) сопровождения. Согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

5. Принцип системности. Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом (системное видение педагогических явлений и процессов, происходящих в ДОУ).

6. Принцип индивидуализации. Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому «заявительному» сопровождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

7. Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка.

8. Принцип конфиденциальности. Информация о ребенке и его семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.

9. Принцип открытости. ПМПК отвечает на запрос от любых лиц, обеспокоенных развитием ребенка.

10. Принцип информированного согласия. Добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПК дает родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке.

11. Принцип семейной центрированности. Специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из его ближайшего окружения).

12. Принцип партнерства. Деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с семьей ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: