Примерный методический сценарий комиссии

Заседание начинается с заслушивания характеристики на воспитанника, которую дает воспитатель группы в присутствии приглашенных родителей. Характеристика дополняется сведе­ниями о здоровье воспитанника, которые, сообщает медсестра ДОУ, и уточняют родители.

Затем проводится собеседование с родителями. Его цель - выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности, подключить родителей

к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка. Методика собеседования с родителями состоит из трех этапов. Первые два этапа - контактный и аналитический - осу­ществляются до беседы с ребенком. Третий этап - совместной выработки решений - осуществляется после беседы с ребенком.

На первом (контактном) этапе ведущий беседу должен снять барьер общения, вызвать готовность родителей к взаимодейст­вию с педагогами комиссии. Сделать это непросто, ведь, как правило, родители уже имели сложную предысторию взаимоот­ношений с воспитателями группы и часто находятся в оппозиции к ДОУ. Само ожидание пуб­личного обсуждения семейных проблем, стремление защитить ребенка вызывают напряженность, настороженность, готовность к борьбе, противостоянию. Для достижения согласия сторон можно рекомендовать следующие методические приемы.

Прием «нейтральная платформа».

Беседа с родителями начинается не с обсуждения результа­тов их деятельности по воспитанию ребенка, а с темы, по кото­рой у родителей и членов комиссии не должно быть разногла­сий, например о сложности воспитания в современных условиях. Педагог, ведущий собеседование, должен избегать оценочных суждений.

Расположение к общению, начинающее возникать у родите­лей, закрепляется и развивается следующим приемом - «зна­чительное лицо». Суть его в том, что ведущий предоставляет воз­можность родителям показать себя с лучшей стороны, поделиться примерами своих педагогических удач, своим представлением о том, каким должно быть идеальное воспитание, о целях воспита­ния. Ведущий беседу принимает все то лучшее, что родители со­общат о себе как о воспитателях. Состоявшийся обмен инфор­мацией позволяет почувствовать себя значимым лицом, готовым на равных с педагогами обсуждать проблемы воспитания.

Беседа переходит на второй этап, аналитический, на кото­ром необходимо разобраться в особенностях и проблемах семей­ного воспитания, определить влияние семьи на отклонения в по­ведении воспитанника.

Но нередко у родителей, испытывающих затруднения в вос­питании детей, отсутствует личностное отношение как к своему ребенку, так и другим детям. Личностные особенности собст­венных детей ими плохо осмысливаются и переживаются, они не умеют и не хотят отождествлять себя с ребенком. Поэтому ведущему комиссии необходимо добиться состояния психоло­гической подключенности родителей к обсуждению проблем, побудить их вспомнить свое детство. Представить себя на месте ребенка, погрузиться в атмосферу детских переживаний с по­мощью таких речевых формул: «Вспомните себя в детстве... Разве Вам самим в этом возрасте... Наверное, Вы через это прошли в свое время... У Вас в семье как эти вопросы реша­лись?».

Совместное обсуждение педагогов и родителей должно ка­саться следующих вопросов:

поведение ребенка в семье (что положительного вы можете сказать о своем ребенке? Чем хорошим он отличается в семье? Помогает ли по ведению домашнего хозяйства? Каковы взаимоот­ношения с ребенком? Испытывает ли он уважение и доверие к отцу, матери? В чем трудности воспитания ребенка в семье? Как Вы пытались их преодолеть?);

отношение «родители - ДОУ» (знают ли родители о по­ведении ребенка в ДОУ? О сложившейся конфликтной ситуа­ции, проступке? Как ребенок объяснил свои действия родите­лям? Как родители могут объяснить действия ребенка, в чем ви­дят причины, мотивы, смягчающие обстоятельства? В чем родители не согласны с воспитателем группы?;

• • осведомленность родителей о собственном ребенке (знают ли родители и как помогают реализовать интересы, увлечения, желания ребенка?)

На третьем этапе (уже после собеседования с ребенком) со­вместно с родителями вырабатываются решения по дальнейшей воспитательной тактике в семье. Они состоят из конкретных действий по исправлению, выходу из сложившейся ситуации, а также из рекомендаций долговременного, стратегического ха­рактера, направленных на повышение педагогической культуры родителей, активизацию родительской позиции, совершенство­вание личного нравственного облика.

• Так, конфликтной семье необходимо доказать ценность ре­бенка, разъяснить важность его проблем, переориентировать ро­дителей с себя на интересы ребенка, дать рекомендации по из­менению эмоционального климата в семье.

• Для асоциальной семьи (где родители ведут явно амораль­ный образ жизни) целесообразны рекомендации нравственно-предупредительного характера. Они нацелены на оздоровление нравственной обстановки в семье, на улучшение образа жизни, предупреждают о возможных правовых санкциях по отношению к данной семье.

• Педагогически некомпетентные родители (благополучные нравственно и эмоционально, но допускающие ошибки в воспи­тании) нуждаются в том, чтобы им доступно и тактично объяс­нили суть их ошибок, таких как авторитарность, гиперопека, не­последовательность и противоречивость, гиперсоциальность, не­достаточная отзывчивость, одностороннее женское влияние и т. п.

• После анализа ошибок родителям даются рекомендации по их устранению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: