Используемые термины

Абстрактная единица языка. Схема, модель, образец как материал языка.

Абстрактный языковой материал. Вся совокупность абстрактных единиц языка.

Адекватность синтагматической структуры текста. Восприятие синтагматической структуры текста читателем, соответствующее авторскому.

Актуализация синтагмы. Наличие у синтагмы (например, в предложении) синтагматического ударения и соответствующей мелодики, указывающих на то, что именно данная синтагма несёт новую (основную) часть содержания.

Актуальный признак лингвистической единицы. Акцидентный признак реалии (фрагмента действительности), являющийся важным в конкретной речевой ситуации, ситуативно важный признак, изменяющий качество значения лингвистической единицы (например, значение слова), конкретизирующий лингвистическую единицу.

Акцидентный признак лингвистической единицы. См. Актуальный признак лингвистической единицы. Противоп.: сущностный признак.

Ассоциативная связь. Смысловая межсинтагматическая связь, способствующая включению в речь различных аналогий, соотнесений, сравнений, сопоставлений.

Вертикальная межсинтагматическая связь. Подчинительная грамматическая связь между синтагмами, отражающая их синтаксическую иерархию при их наращении в речи.

Внутрисинтагматическая связь. Синтаксические и смысловые связи между компонентами в синтагме.

Высказывание. 1. Максимальная структурно-содержательная единица текста; его составляющая. 2. (Условно) Минимальный текст при его изучении.

Гипотетическая единица языка. Искусственная, теоретическая единица, к которой обращаются с метаязыковой целью; напр., словосочетание.

Горизонтальная межсинтагматическая связь. Смысловая, сочинительная или предикативная связь между синтагмами, отражающая отсутствие иерархических отношений между ними.

Интегрирующий признак синтагмы. Признак, состоящий в том, что обычно синтагма включает в себя (интегрирует) несколько слов для создания единого структурно-смыслового речевого блока, а также в том, что в результате наращения синтагм формируется связная речь.

Интонация. Единство просодических элементов (мелодика, ритм, паузы, интенсивность, темп, тембр и ударение), являющееся наряду с содержанием и структурой важнейшим атрибутом речи, способом интерпретации содержания.

Исходная речевая единица. Минимальная речевая единица, непосредственно используемая для порождения и восприятия речи, т.е. синтагма. В отличие от синтагмы, являющейся недифференцированной единицей, предложение, высказывание и текст – дискретные структуры, они расчленяются на более мелкие речевые единицы, предельной из которых является синтагма.

Ключевое слово синтагмы. Грамматически главное слово в синтагме, вокруг которого объединяются другие слова, создавая единую структурно-смысловую группу, и которое устанавливает межсинтагматические связи с ключевыми словами других синтагм, способствуя их объединению и возникновению опосредованной смысловой связи.

Конденсированные предложения. Минимальныеречевые структуры, квалифицируемые в тексте в качестве самостоятельных предложений, статус и конкретное содержание которых осознаётся на основании контекста.

Лексема (в интерпретации Бодуэна де Куртенэ). Слово как обобщённая смысловая единица системы языка, отражающая сущностный признак обозначаемой реалии, в отличие от слова в сфере речи как знаменательной единицы с ситуативным, конкретным значением, отражающему актуальные акцидентные признаки реалии, которое Бодуэн называл синтагмой, подчёркивая тем самым оппозицию лексема – синтагма, члены которой соответствовали оппозиции сфера языка – сфера речи.

Линейность речи. Форма представления и существования любой речи.

Межсинтагматическая связь. Грамматическая и смысловая связь между синтагмами как самостоятельными речевыми единицами при их объединении в связную речь.

Метаязыковая единица. Искусственно выделяемая единица, к которой обращаются при изучении языка. Напр.: словосочетание.

Минимальная единица речи. Синтагма как исходная речевая единица, служащая для организации и восприятия речи.

Минимальный текст. Небольшая по объёму речевая единица (предложение, высказывание), условно квалифицируемая в качестве текста при решении метаязыковых задач.

Морфологическая природа синтагмы. Частеречная характеристика синтагмы по её ключевому слову.

Непосредственно составляющие единицы речи. Синтагмы как исходные минимальные речевые единицы, составляющие общую синтагматическую структуру речи и выступающие в качестве основной единицы восприятия содержания.

Обобщённая лексическая единица. Слово как единица словарной системы языка.

Одномерная единица речи. Исходная недифференцированная речевая единица (т.е. синтагма), являющаяся основным компонентом её построения и восприятия, в которой единству структуры соответствует единство содержания.

Опосредованная смысловая связь. Смысловая связь, возникающая между синтаксически не связанными компонентами синтагмы или синтагм, благодаря их грамматическим связям с ключевыми словами.

Парадигма. Упорядоченная замкнутая система взаимосвязанных языковых единиц (знаков), ограниченная их конкретным составом, с установившимися отношениями между ними. Незамкнутые речевые единицы с бесчисленным их количеством, порождаемые при помощи определённых членов языковых парадигм в соответствии с меняющимися коммуникативными целями, носят конкретный, индивидуальный характер и не образуют самостоятельных парадигм. Понятие парадигмы приложимо только к сфере языка.

Порождение речи. Речевая деятельность, направленная на формирование речи.

Письменная речь. Графически представленная форма общения в виде текста, который членится на высказывания (сложное синтаксическое целое, межфразовое единство и др.), сложные и простые предложения и синтагмы. По сравнению с устной речью здесь функционирует больше речевых единиц, что объясняется необходимостью традиционного оформления текста и потребностью быстрого и адекватного его восприятия.

Предельная речевая единица. Речевая структура, которая выступает в качестве или минимальной, исходной (синтагма), или максимальной, завершённой (сообщение – в устной речи, текст – в письменной).

Предложение. Единица письменной речи, выполняющая структурирующую функцию в тексте и являющаяся важной структурой в метаязыковом отношении – при изучении грамматики. В устном общении П. избыточная структура.

Предложенческая основа речи. Предложение в качестве основной структурной единицы письменной речи (т.е. текста).

Предложенческая структура текста. Одна из форм структурирования текста (наряду с синтагматической и абзацной), способствующая осознанию читателем синтагматики текста и его содержания.

Речевая деятельность. Речепорождение и речевосприятие как естественное отражение мышления, познания и общения. В связи с тем что р. д. разделяется на продуцирующую и рецептивную и протекает в устной или письменной форме, она представлена четырьмя видами: говорение и слушание (аудирование), письмо и чтение.

Речевая единица. Любая единица, начиная с синтагмы и заканчивая текстом, имеющая индивидуальное порождение и характеризующаяся конкретной интонацией, структурой и ситуативным содержанием. Противоп.: языковая единица.

Речевой фрагмент. Любой отрезок речи, начиная с синтагмы, который меньше текста.

Речепорождающая деятельность. Порождение речи как вид речевой деятельности.

Самостоятельная единица языка. Выделяемая и изучаемая в качестве типичной реальная языковая единица, характеризующаяся своей структурой, признаками и функциями.

Самостоятельная единица речи. Выделяемая в качестве однотипной речевая единица, характеризующаяся типичными структурно-содержательными признаками и речевыми функциями.

Синтагма (в интерпретации Бодуэна де Куртенэ). Слово в предложении, т.е. в сфере речи, противопоставленное слову в языке (лексеме); с м. лексема.

Синтагма. Минимальная речевая единица, представляющая собой структурно-интонационное и смысловое единство, являющаяся исходной при порождении речи и опорной – при её восприятии. При использовании родного языка С. обычно спонтанно возникают в сознании человека на основе его личной системы понятий и представлений как цельные лексические блоки, наращение которых способствует организации речи, а их интонационное разграничение (делимитация) помогает осмыслению их значения и адекватному восприятию содержания речи в целом. С. может состоять и из одного слова, выполняющего соответствующую функцию, но обычно она включает несколько слов, что приводит к возникновению у неё ситуативного значения. Если речевое значение однословной синтагмы определяется на основании её связи с другими синтагмами, то значение многокомпонентных синтагм в значительной степени определяется ещё и их структурой. Поэтому в содержательном отношении они в известной мере самодостаточны. Существует ряд синонимических обозначений С.: единица порождения речи, единица восприятия речи, единица синтагматической структуры предложения (текста), исходная единица речи, исходная конструктивная единица предложения, минимальная речевая единица, недифференцированная единица речи, одномерная единица речи, компонент синтагматического членения.

Синтагматика. 1. Синтагматическая структура текста, создаваемая субъектом речи при передаче им конкретного содержания. 2. Синтагматическое членение. 3. Синтагматическая структура текста, воссоздаваемая читателем при членении текста на синтагмы с целью его адекватного восприятия.

Синтагматика говорящего. Синтагматическая организация устной речи субъектом, нашедшая отражение в его интонации.

Синтагматика пишущего. Синтагматическая структура текста, которую формирует автор с целью передачи конкретного содержания. Эксплицитно не представлена, поэтому читателю необходимо самостоятельно, опираясь на структуру предложений и контекст, восстановить её, чтобы адекватно понять автора.

Синтагматика слушающего. Синтагматическое членение звучащей речи говорящим, которое благодаря интонации и прежде всего паузам адекватно воспринимается слушателем. При устном общении синтагматика говорящего и синтагматика слушающего максимально совпадают.

Синтагматика читающего. Синтагматическое членение текста читателем, направленное на максимальное соответствие авторской синтагматической его структуре с целью адекватного восприятия содержания.

Синтагматическая основа речи. Сущностная особенность речи, состоящая в том, что основной единицей её организации и восприятия является синтагма.

Синтагматическая запись речи. Отражение на письме при помощи графических средств синтагматической структуры речи путём указания всех её синтагм, границ между ними, пауз на месте границ и их продолжительности.

Синтагматическая связь. Общее название внутрисинтагматической и межсинтагматической связи.

Синтагматическая структура. Структурно-смысловое единство речи и любой её составной единицы на уровне синтагм, которое определил автор с целью передачи конкретного содержания.

Синтагматический анализ предложения. Выделение и анализ всех синтагм предложения, внутрисинтагматической и межсинтагматической связи и отношений в нём, а также опосредованной смысловой связи.

Синтагматический статус. Квалификация в конкретной речи или её фрагменте структурно-смысловой речевой единицы, не имеющей пауз, в качестве самостоятельной синтагмы.

Синтагматическое членение. Членение речи на синтагмы в соответствии с синтагматической структурой, которую определил ей автор.

Слово – Номинативная единица словарной системы языка, характеризующаяся обобщённым значением.

Словосочетание. Искусственная метаязыковая единица, т.е. приём, заключающийся в сочетании слов, при изучении многих вопросов языка.

Смыслоорганизующая функция. Функция порождения содержания.

Сообщение ( дискурс ). Третья из трёх реально существующих речевых единиц устного общения, которая образуется в результате последовательного объединения всех синтагм в единую синтагматическую структуру при полной передаче сообщаемой информации (соотносится с текстом как завершённой единицей письменной речи). Сообщение, представленное в письменной форме, трансформируется в текст.

Статусная речевая единица. Речевая структура, имеющая статус самостоятельной типичной речевой единицы.

Структурирование устной речи. Последовательное наращение синтагм в процессе устного общения как основной способ передачи актуального содержания.

Структурирование текста. 1. Формирование синтагматической структуры текста во время его порождения как смыслонесущей его основы. 2. Традиционное оформление завершённой письменной речи в виде предложений и абзацев.

Структурирующая функция. Функция традиционного упорядочения структуры и содержания. Напр., особенно наглядна с.ф. у синтагм в устной речи и предложений в тексте.

Сущностные признаки лингвистической единицы. Главные признаки реалии, которые легли в основу значения лингвистической единицы. Напр., у слова как единицы языка сущностными признаками являются его звуковой состав, лексическое значение, морфемная структура, частеречная принадлежность, морфологическая парадигма и способность к сочетанию с другими словами. На основании этих признаков определились аспекты изучения слова.

Сущностный признак реалии. Основной признак, определяющий обобщённое значение слова, отражающего реалию-тип.

Сфера (область) языка. Всё, что относится к языку как системе и арсеналу обобщённых или абстрактных знаменательных средств и принадлежит всему народу, носителю данного языка.

Сфера (область) речи. Область индивидуального использования средств языка при мышлении и общении.

Текст. 1. Максимальная интонационно, структурно и содержательно завершённая единица письменной речи. 2. Письменная речь.

Теоретическая единица языка. Единица, которой в реальности не существует как единицы-типа, но которую образуют при изучении языка, т.е. приём при изучении языка. Напр., словосочетание.

Устная речь. Форма живого общения (озвученного процесса), протекающего в виде последовательного линейного наращения минимальных речевых единиц – синтагм – с одновременным их восприятием слушателями. Синтагмы формируют единую синтагматическую структуру сообщения.

Фраза. Структурно-смысловая единица устной речи, соответствующая отдельной мысли, осознаваемая и выделяемая слушателем на основании содержательного признака при последовательном восприятии им синтагм. Ф. как единица устной речи соотносится с предложением в письменной речи, но не тождественна ему. Устное сообщение имеет конкретное (константное) количество ф., которые на письме могут быть переданы (и обычно передаются разными людьми) разным количеством предложений.

Функциональная сущность. Совокупность функций, которые выполняет языковая или речевая единица.

Языковая единица. Любая единица-тип, а также схема, модель системы языка, характеризующаяся обобщённым или абстрактным значением. Противоп.: речевая единица. Я. е. – это системные, заданные лингвистические компоненты, общие для всех носителей языка (звуки, морфемы, слова, словоформы…), в то время как речевые единицы – это индивидуальные структуры, порождаемые каждым субъектом речи (начиная с минимальной – синтагмы и заканчивая максимальной – полным сообщением – в устной речи и текстом – в письменной).


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Синтагма как лингвистическая единица 3

Глава 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАГМЫ 18

§ 1. Неопределённость в понимании и толковании синтагмы 18

§ 2. Синтагма у Ф. де Соссюра и Ш. Балли 19

§ 3. Синтагма у С. О. Карцевского и А.А. Реформатского 21

§ 4. Синтагма в представлении И.А. Бодуэна де Куртенэ и академика

Л.В. Щербы 28

§ 5. Синтагма в освещении В.В. Виноградова 39

§ 6. Синтагма в интерпретации А.Н. Гвоздева 41

§ 7. Синтагма у Л.Л. Буланина 49

§ 8. Вопрос синтагмы в освещении Г.И. Скепской 53

§ 9. Синтагма у Ф. Микуша 58

§ 10. Синтагма у Э. Бенвениста 63

§ 11. Синтагма в работах лингвистов последнего времени 64

§ 12. Смешение синтагмы и словосочетания как результат неразличения

лингвистических сфер языка и речи 82

Глава 2. СИНТАГМА КАК ИСХОДНАЯ ЕДИНИЦА РЕЧИ 84

§ 1. Сферы языка и речи, их соотносительность и автономность 84

§ 2. Речь и характер её порождения 90

§ 3. Номинация и коммуникация, их отношение к единицам

языка и речи 92

§ 4. Интонация как важнейшее средство интерпретации речи 97

§ 5. Интонационное членение речи и делимитация её исходных

единиц 101

§ 6. Понятие о синтагме как речевой единице 106

§ 6.1. Противоречия в теории речепорождения 109

§ 6.2. Основания для выделения синтагмы и её признаки 112

§ 6.3. Синтагматическая запись речи 130

§ 6.4. Синтагма и предложение 133

§ 6.5. Первичность, минимальность и одномерность синтагмы 150

§ 6.6. Синтагма – реальная единица порождения и восприятия речи 154

§ 6.7. Грамматические и смысловые признаки синтагмы;

Синтаксические связи и отношения 162

§ 6.8. Синтагма и другие речевые единицы и их отношение к устной и

письменной формам речи 169

§ 6.9. Синтагматическая и предложенческая структуры текста и их

назначение 175

§ 6.10. Функции синтагмы в структуре предложения и текста 182

§ 6.11. Синтагма как конструктивная основа предложения 188

§ 6.12. Синтагма и члены предложения 192

§ 6.13. Синтагма в структуре сложного предложения 198

§ 6.14. Синтагма в живой народной речи 208

§ 6.15. Синтагма в английской речи 216

§ 7. Порядок слов в предложении в свете синтагматической теории

речи 234

§ 8. Синтагматическая и предложенческая структуры текста и их

отношение к автору и читателю 244

§ 9. Синтагма как опорная единица при развитии речевой деятельности 259


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: