Леонардо. Мадонна в гроте

Новые приемы, до того неизвестные в искусстве – линейная перспектива и воздушная перспектива.

Рафаэль. Бракосочетания Богоматери.

Воспроизведение трехмерности объемного типа – будь то геометрическая структура, будь то тело человека или животного. Ипользование светотени, с другой стороны отражает структуру тела – демонстрирует знание его как самостоятельного объекта – знание анатомии.

Рафаэль. Мадонна Прекрасная садовница.

В спектре направлений Ренессанса – сохранение традиционной религиозной проблематики (меняет выражение, но сохраняет сюжеты), и видим появление новой темы (мифологический сюжет, отражающий взаимоотношения с античным наследием как источника).

Становление и развитие жанра портрета. К концу 16 в. обретает достаточную полноту.

Рафаэль. Портрет кардинала.

Тициан, Христос.

Две художественные парадигмы – одна – в центральной части – флорентийская школа. Структурное начало, в ранней степени характеризующее пространство и человека (недаром там перспективу открыли). Второе – венецианская школа. Принципиально новый прецедент, не имевший предшественников, -- становление колоризма. Особые технические достижения, рубеж 15-16 веков. Ярчайший – Тициан.

Значение красочного слоя первостепенно, а структурное начало как бы уходит на второй план. Микеланджело обвинил Тициана в отсутствии умения рисовать.

В области пластический искусств возвращение того колоссального опыта, который был накоплен античностью и движение далее за ее пределы. В плане возрождения традиций пластическая сфера была наиболее сложившейся, давала возможность двигаться дальше.

Чей-то Вакх (?)

Микеланджело демонстрирует этот выход за рамки античных традиций. У Ренессанса есть своя пластическая концепция замкнутой в себе формы. Микеланджело – «та скульптура хороша, которую можно скатить с горы». Самодостаточная скульптура. В круглой скульптуре в основном монофигурная постановка. Почти нет многофигурных, а если нет, разбиваются на отдельные образы.

Нововведение в рельефе – «сплющенный рельеф» -- пытаются привлечь к возможностям пластики эффекты живописи.

Скульптура, как и живопись, преимущественно работает как в классической, так в мифологической и уже портретной сфере.

Микеланджело. Скульптурная группа.

Освоение и преодоление античности и уход в другую область. Путем разработки принципиально новых решений – поздние работы и эффект…

АРХИТЕКТУРА

Искусство абстрактное, не изобразительное, но оно отражает ключевые мировоззренческие аспекты. Ренессанс возвращает человека на землю, реабилитирует земное бытие. Это приводит к возвращению аналогичной архитектурной системы – возвращению ордерной системы. В итальянской архитектуре, начиная с 15 в.

Последующее за Ренессансом развитие архитектуры базируется на римском атичном опыте. Начинается со знаменитого фасада Бруннелески Воспитательного дома. Потом развивается понимание ордера, его взаимоотношения со стеной и т.д.

Понимая правила использования ордера, Ренессанс применяет его для совершенно других задач. Сфера принципиально изменившегося бытия. Не может возвратиться типология античных построек. В рамках 16 в. Ренессанс демонстрирует очень интенсивное изучение античного наследия.

Лоджия дель Капитано. Андреа Палладио в Виченце.

Попытка максимального использования античных решений для новых современных ему задач.

Если на протяжении двух столетий ренессансные архитекторы дают достаточно интересную картину движений, то роль Палладио уникальна и беспрецедентна в последующем развитии европейской архитектуры вплоть до нашего времени. Задача унификации знаний и их применения – возможности использования ордерной формы. Беспрецедентное архитектурной наследие, он беспрецедентен по спроектированному и построенному. В основном говорит о жилой архитектуре.

Возможности ордерной формы как универсального языка, способного решать разные задачи. Некий аналитический вывод пройденного пути, позволяющий идти дальше.

Палаццо дель Кьерикатти – один из первых городских дворцов Палладио.

Вилла Ротонда Палладио – одно из самых совершенных сооружений европейской архитектуры. Прямые цитаты из античных построек и новые решения.

Этот процесс поддерживался и тем, что происходило в остальной Европе. К концу 16 в. Европейское искусство в целом говорит на языке…Изображение иллюзорной глубины, трехмерности.

Дюрер – Адам и Ева и Евангелисты.

Свои достижения у северян. Колоссальный вклад – масляная живопись. Самостоятельные достижения – способность изображать пейзажное пространство, нидерландская школа. Кульминация в творчестве Питера Брейгеля.

Для итальянской традиции возвращение к римской архитектуре было естественно, то для заальпийской архитектуры это была новация. Итог – освоение ордерной системы, которая для заальпийцев нова. Процесс усиленно декоративного отношения к этому наследию.

Фасад княжеской церкви в немецком городе Б… бурге.

В конце эпохи… Ренессанс должен был завершиться, но многое, что на излете Ренессанса возникает в живописи, скульптуре и архитектуре, задает основание для дальнейшего в виде нового. Нет никаких перескоков и аберраций. Произошло исчерпание одних возможностей и развитие новых.

Тинторетто. Тайная вечеря. Темная.

Тайная вечеря Леонардо – первое монументальное произведение Высокого Возрождения. Произведение классического Ренессанса. Идея центричности, покоя, равновесия, величия. Сопрягается с религиозной проблематикой. Совершенство мира – концепция. В центре Христос, симметрично две одинаковые группы. Композиция строится относительно центральной композиционной оси. Художник сосредоточивается на психологической реакции.

У Тинторетто больше нет ощущения совершенства мира, гармонии, концепции центричности (женщина на заднем плане как у Эль Греко). Линейная перспектива приобретает иное звучание. Очень длинный стол, прямо бесконечный. Законы начинают работать по-другому, не для того, чтобы выявить структуру мира. Как работает освещение. Источник его есть, но альтернативный – сияние, исходящее от Христа. В физическом мире по правилам такого быть не может. Свет бликует, выхватывая из тьмы отдельные фрагменты. Присутствуют физические тела и иррациональные – ангелы клубятся вокруг светильника – слегка проявляются. Здесь творится чудо, таинство Евхаристии, о котором Христос сообщает ученикам. Мир уже не ясен, неконкретен, наполнен иррациональным, не поддается аналитическому познанию, на которое были способны художники к. 15 – начала 16 в. Это конец эпохи.

Тинторетто показывает, что его уже те старые вещи не удовлетворяют. Ищет средства для раскрытия другого содержания – эмпирический опыт оказывается бессилен, но не художник.

Еще одно колоссальное достижение Ренессанса – становление индивидуального художественного начала, начиная с Джотто. Конец средневековой иконографической традиции. В конце Ренессанса, исчерпав мировоззрение, художник не исчерпывает эту возможность. Архетип доныне актуального художника – индивидуальность.

Последняя работа Тинторетто«Рай» для зала заседаний Палаццо дожей. Самое большое в истории европейского искусства станковое произведение.

Главное тут – небо. Как он строит свое пространство – на основе эллиптических кривых. Они доходят до однозначного выражения. Небеса – система концентрических расходящихся эллипсов. Эллипс – очень сложная фигура с двумя центрами, соединенными системой кривых. Линейного мира больше нет.

К концу 16 в. европейское научное знание подходит к представлению о кардинальном изменении концепции мира и вселенной. К концу века структура мироздания приобретает двухцентрический характер (Коперник и др). Ни Земля, и ни Солнце не находятся в центре этой структуры.

Движения небесных тел описываются системой эллиптических кривых. Идеи Иоганна Кеплера – доводит до логического завершения наблюдения итальянских предшественников. Вселенная бесконечна, движения небесных тел идут по эллиптическим кривым, один из центр – Солнце, другой – переменный. Законы Кеплера уже объективные. Второй тезис: движение небесных тел меняет свое ускорение в зависимости от приближения или удаления от Солнца. То есть, ввел в систему энергетический фактор. Введение энергии в описание пространства – очень важный момент.

Середина 16 в. – кризис католицизма. Объективно вызван усиливающимся протестантским движениием, дискредитацией папского двора, падение Рима в 27 году сыграло большую роль. Очень важный момент – мировоззренческий итог Ренессанса – становлениие эмпирических знаний. Можно было бы отвергнуть – домыслы и ереси, но они становились прерогативой интеллектуалов.

Практически на повестке дня стоял вопрос – может, так же и Божественную сущность можно измерить, тогда это конец религиозного мировоззрения. Надо было искать выход из этой ситуации. Он был найден в процессе очень интенсивной работы католической церкви – в Тридентском соборе. Высший коллегиальный орган церкви, на котором принимаются важнейшие решения. Собирается редко. Но три раза в течение 40-х гг. 16 в. Предпосылка того, что на нем сформулировали – появление в период в итальянской религиозной среде новых деятелей – Игнатий Лойола, Карло Борромео, Тереза Авильская.

Лойола – основатель иезуитского ордена, предложил решение, которое легло в основу положений Тридентского собора. В «Духовном опыте» высказал мысль о том, что божественная сущность не может быть познана эмпирическим путем, но понимание ее человеку доступно, но дано только в эмоциональном переживании. Душевная работа, а не эмпирический опыт. Наука пошла своим путем, а церковь своим.

Главное – работа с эмоциями верующих. Как только этот тезис был принят, Тридентский собор определяет свою программу взаимодействия с искусством. Оно должно служить церкви. Его задача – создание эмоционального настроя.

Это совершенно иная задача по сравнению с задачами Ренессанса.

И другие предпосылки. Качество, продемонстрированное Микеланджело в капелле Медичи. Синтез архитектуры и скульптуры – равнозначность их. В ситуации абсолютного взаимопроникновения.

В архитектуре довлеют архитектурные формы, а скульптура – подчиняется, встраивается. Микеланджело впервые показывает новый путь.

Лестница библиотеки Лауренциана. Микеланджело.

Единственная и беспрецедентная. Осуществляет движение в пространстве, определяет структуру всего пространства, вытекает из верхнего зала и разбивается на три потока, приближаясь к полу вестибюля. Свободное пространственное развитие, динамическая форма – новая, неренессансная концепция.

ОБЩАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА ЭПОХИ БАРОККО

Новое движение – уже 90-е годы 16 в. Лидер – Италия. В первой половине столетия доминирует, в середине века в этот процесс встраиваются другие школы. Это видение продемонстрировано в 90-е годы молодым выходцем из северной Италии – Караваджо.

С Караваджо, как некогда с Джотто, начинается эпоха барокко. Он принципиально иное.

Доминирующая тенденция позднего Ренессанса – маньеризм. Стала переставать удовлетворять в контексте новых интересов.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА

Караваджо. Юноша, укушенный ящерицей. Это ничто из того, что было раньше – не религиозное, не мифологическое, не портрет. Становление жанровой картины. В нем есть эмоциональный момент. Художник приближает нас к модели. Сцена эта рядом с нами. Живая картина. Художник не дистанцируется, а наоборот изменяет фокусное расстояние взаимоотношения с моделью. Виртуозное мастерство. Блистательно пишет натюрморт – стекло. Наследие северной венецианской школы.

Современник Караваджо, Аннибале Каррачи из Болоньи.

Пьета. Алтарная картина. Абсолютно идеальная отвлеченная реальность. Все четко выстроено и на уровне геометрии, и на уровне цвета. Нет ни малейшей попытки допустить нас в это пространство. У Караваджо движение к миру, у Каррачи – в сторону идеализации, отвлеченности. Одни и те же 90-е гг. 16 в.

Заложили тот самый реализм 17 века и классицизм. Это начало.

И конец – Джованни Баттиста Тьеполо – последний великий художник эпохи барокко. Венецианец. Германия, дворец…

Гигантский плафон над вестибюлем.

Стилевые направления.

Сама итальянская ситуация заложила движение двух противоположных направлений. Концепция третьего направления была сформулирована во всей своей полноте в первой четверти 17 в. не в Италии.

Питер Пауль Рубенс – самый крупный барочный мастер первой половины 17 в. Масштабный станковист.

Союз Земли и Воды. Рубенс.

Развивается аллегория. Есть уже в Ренессансе, а в эпоху барокко играет огромную роль.

Стиль барокко реализуется в живописи, скульптуре и архитектуре. В каждой из этих сфер он демонстрирует важные характерные черты, позволяющие приписать произведение барокко.

Экстаз святой Терезы (вт. пол. 16 в.) Лоренцо Бернини.

Архитектура. Совершенно новые объемно-пространственные и планировочные решения, в первую очередь, в культовой архитектуре. Проявили себя в архитектуре.

Церковь Сан Андреа в Риме. Овальный план. Бернини.

Франческо Борромини – Посвящен Карло Борромео (Сан Карло алле квадро фонтана).

Площадь перед Сан-Пьетро. Бернини. Дальнейшее формирование ватиканского ансамбля и перестройка собора св. Петра.

Наибольшее внимание к барокко проявил католический регион Европы. Наиболее созвучен церковным запросам.

Параллельно развивается стиль, толчок к его сложению – творчество Аннибале Каррачи. Диаметрально противоположный барокко.

Тоже во всех трех искусствах. В основном архитектура и живопись. Классицистическая скульптура будет заметна в 18 в.

Расцвет классицизма – удел не только Италии, но и ряда других европейских стран. Абсолютистская Франция.

Новый корпус Лувра. Восточный (по инициативе Луи 14). Аритектор Клода Перу.

В протестантской Голландии. Здание Амстердамской ратуши – самое знаменитое классицистическое здание в Амстердаме.

В живописи окончательно формулируется в середине столетия. Основания его были заложены итальянцами, ключевая фигура – Никола Пуссен.

Аркадия. Пуссен.

Третье направление. Истоки его уходят тоже в творчество Караваджо. Реализм 17 в или внестилевая линия.

Слово «реализм» неприменимо к архитектуре. Тут говорим только о живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: