Лекция 4. 26. 03. 2014

Заканчиваем итальянское барокко.

Караваджо в период, когда он создал два комплекса в капелле Кантарелли и в капелле Черази, стал очень известным римским художником, сложившимся в своих художественных принципах.

До бегства из Рима – смерть Марии. Вслед за работой в капелле Черази – демонстрация найденных им худ. Приемов. С одной стороны – абсолютно реальные образы для библейской сцены, максимальное приближение библейского события к современному зрителю и усиление воздействия изображенной сцены. Особая роль света – в полной мере открытие Караваджо. Режиссирует постановку. Это составляет главное продвижение в области работы с направленным источником света. Проблема возникает во всей европейской живописи 16 в. как аспект, над которым нужно работать. Караваджо показывает возможности.

Караваджо. Снятие с креста.

Свет максимально высвечивает мертвое тело Христа и бежит по участникам снятия, показывая их отношение к происходящему.

1605-6 годы. Успение Марии.

Работа, в которой возникает явственное и конкретное настроение глубочайшей скорби. Ученики Христа и Мария Магдалина у смертного ложа Марии. Ситуация трактуется художником как повседневная. Если бы не красная драпировка, которая вносит в сцену мотив, поднимающий ее над обыденной реальностью, остальное оказывается обусловленным реалями человеческой жизни.

Максимальное выражение этого в образе умершей Марии. Настолько реалистично изображена. Босые ноги, одутловатое лицо. Передает через это реальность момента смерти и подтверждает непосредственную реакцию, которую мы видим в изображении апостолов. Внешняя коннотация – вслед за работами для капелл, эти работы вызвали бурную реакцию. Молодых римских художников – невероятно восторженная – начинает формироваться группа поклонников и последователей метода Караваджо.

Написаны работы по церковному заказу. Эта тоже перешла границы допустимого, вызвала отторжение заказчиков – недопустимый натурализм. Слишком тривиальная реальность, недопустимая в алтарной картине. В это время в Риме был Рубенс. Для Рубенса знакомство с Караваджо было одним из важнейших событий. Рубенс был на службе при дворе герцогов Мантуанских, и выступил посредником при приобретении этой работы для своего патрона.

Караваджо покидает Рим и обретается в Неаполе, на Сицилии, на Мальте. Работает для мальтийского ордена.

Был человеком с неуемным характером, конфликтным в бытовом плане. И здесь у него все плохо кончилось.

Последний период – важные работы.

Мадонна делла Розарио.

Сыграла определенную роль в традиции алтарных композиций такого рода. Поклонение Мадонне – традиционная композиционная схема, иконография. События нет, есть поклонение Мадонне, сидящей на троне. То, как представлены пришедшее ей поклониться священство, как демонстрируются остальные люди в этом контексте – через посредство священника входят в контакт с Марией…

Незаконченные поздние работы –

Обезглавливание Иоанна Крестителя.

Воскрешение Лазаря.

Поклонение пастухов.

Развивается дальше. Его начинает больше интересовать пространственно-постановочный аспект. Движется куда-то дальше.

Куда? В 10 году умирает в 37 лет.

Портрет его Оттавио Леони.

Еще три явления в самых ключевых аспектах.

Творчество Караваджо – явление художественной эволюции. Оно обращено было к новым требованиям, которые к искусству в Риме предъявила церковь. То, что делал Караваджо, отвечало на этот вопрос. Но сам его живописный метод воспринимался неоднозначно. Поэтому он не стал образцом, принятым церковью как нечто соответствующее всем требованиям.

Что же удовлетворило ее в большей степени. Произведения по заказу церкви должны были быть наглядными. Происходящее на картине должно было восприниматься однозначно и даже демонстрировало бы зрителю определенную модель поведения. Заказ церкви более прагматичный. Ответ на него – особое художественное движение, представители которого работали в разных городах, не были римляными.

Art Sacra – священное, церковное искусство.

Джованни-Баттиста Креспи, Милан.

Карл Борромей, посещающий Христа.

Невозможная исторически ситуация – Карл Борромей жил в середине 16 в. Т. е., это некое видение, данное ему. Он в нем уподобляется одному из современников Христа, ближайшему кругу. Допущен к моменту прощания с Христом, к его мертвому телу. Мастер стремится к максимальной достоверности. Карл Борромей предельно портретен. Почти современник.

В сосредоточенной молитвенной позе достаточно демонстративно преклоняет колени у тела Христа, демонстрирует свое переживание в результате данности подобной возможности. Здесь все наглядно и конкретно.

Креспи пользуется элементами системы Караваджо, уже к тому моменту известными. Искусство Караваджо не запрещено, просто не все однозначно принято.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: