Братья Ленен

Было трое, родные братья, из французского городка Лана. Луи, Антуан и Матфей. Были провинциалами, но к 30-м годам появились в Париже, возникла своя мастерская, где они вместе и работали. Подписывали либо фамильным прозвищем «Ле Нен», либо не подписывали, либо именами. Поэтому решили их называть просто «Братья Ленен».

Но они тем не менее разные, скорее всего, писали их по отдельности. Особенно Матфей выделялся.

Были известны в Париже, принимали заказы, были приняты в Академию, особенно последний Матфей (в 77 году умер, последним). Его стиль ближе всего к официальной школе. Тяготеет к отдельным приемам, свойственным классицизирующему направлению.

Матфей Ленен. Венера в кузнице Вулкана.

Противоречивая по приемам работа. Венера идеализированная, а вулкановцы – нет.

Основные работы – изображение бытовых сцен. Это их главное достижение – задают во французском искусстве возможность развития неактуальной для придворной среды жанровой проблематики. Она уже стучится в дверь, актуальна. Об этом говорит Караваджо, во всех школах уже появляются жанровики.

Братья Ленен пишут либо крестьянство (отдых во время урожая), либо ремесленников (Кузница), либо крестьян во время каких-то семейных мероприятий.

Трапезы крестьянские.

Крестьянский обед, семейство, крестьяне.

В Эрмитаже «Молочница». – супружеская пара с ослом.

Очень сложный мазок – маленькие мазки разных цветов. Будет актуальной для импрессионистов. В техническом отношении они беспрецедентны – совершают открытия.

Игра со светом. Мальчик в контражуре – темная спина.

Кузница. Всего четыре (пять) фигуры, и монументальная постановка. Контраст переднего темного плана и освещенного среднего плана.

Важное направление провинциального искусства, продемонстрировавшее очень большую самостоятельность.

В 70-е годы была выставка братьев Ленен – перестали бесконечно атрибутировать. Наверное, связано с конъюнктурой. Братья Ленен – стопроцентная продажность работы.

НИКОЛА ПУССЕН.

Тоже был провинциалом. Интересный пример, когда провинциальная среда не всегда давала сдвиг в сторону реализма. Родился в Лез Анжелиз в 1594 году. Началось угасание придворной школы и общая художественная стагнация. Происходил из бедной семьи. Очень интересная жизнь и судьба. В город приехал художник из Парижа Квентин Варен – довольно рядовой мастер для выполнения росписи в местной церкви. Столкновение с этим столичным мастером сыграло в жизни юного Пуссена определяющую роль.

Брал у него уроки. Дальше надо ехать в Париж, на родине учиться больше нечему. До 24 года предпринимает несколько попыток обосноваться в Париже, но он беден, ему нужно учиться, зарабатывать нечем. Едет домой, возвращается в Париж. К 24 году ему 30 лет. У него уже есть какие-то контакты в Париже, и он получает возможность отправиться в Рим – находит финансовую поддержку. Понял, что в Париже тоже искать нечего.

С 24 года основной период жизни Пуссена – продлится 41 год (в 65 году умирает) и будет полностью связан с жизнью в Риме (с перерывом на 40-42 годы). Не просто съездил в Рим, а нашел там то, что ему было нужно: среду, атмосферу и источники.

Первый этап Пуссена в Риме – первые 15 лет. От приезда до отъезда в Париж в 40 году.

Знакомится с Доменикино, испытывает его влияние, изучает художников Возрождения, определяет свой сценарий жизни. Суть в том, что он выбирает путь художника, работающего только по частным заказам. Не ищет масштабных и официальных заказов. Достаточно быстро сделал этот выбор, когда в самом начале попытался вступить в соревнование с местными художниками на большую алтарную картину.

Мученичество св. Эразма.

Серьезно критиковалось современниками. Пуссен понял, что это не его стезя. Большая картина – не его сфера. Выбирает для себя средний формат и индивидуальный заказ.

Оказывается индивидуалистом, одиночкой, он созерцатель и мыслитель, а не светский человек. Философ.

Приоритет его – Болонская школа. Не зря работал с Доминикино.

Аполлон и Дафна. 1625 г.

Интересуют его и другие источники Ренессанса. Открывает для себя Венецианский колорит. С одной стороны, подходы болонских мастеров, все сорок лет он будет последовательно развиваться в рамках одной этой системы.

В пределах пяти-шести лет работает в области мифологической картины. Весь его интерес к мифу сводится к любовной тематике.

Вакханалия.

Еще одна вакханалия.

Акид и Галатея. РевностьЦиклопа привела к убийству Акида.

Эхо.

Все работы конца 20 годов вращаются вокруг различных любовных тем.

Есть и

Смерть Германика (пока исключение).

Сравнить с «Вакханалией» Тициана. Болонская традиция+ венецианский колорит.

Повсеместно работает с пейзажем. Включается в проблематику, заявленную именно болонцами (Доменикино). Включается, осваивает, усложняет через цвет.

Любовь разная. Любовь то несчастная, то неразделенная, то еще какая-то. Раскладывает человеческие взаимоотношения на составляющие – ревность, страсть, безразличие, страдание. Получается разговор о человеке на уровне его первичного бытия. Человек во взаимоотношениях с другим человеком предстает в разных ипостасях. Нигде нет никакой персонификации – перед нами отвлеченные герои, пространства и события. Идеи человека элементарного.

Всегда четкая геометрия построения композиции, всегда имперсональность, уравновешенная структура композиции в целом, наличие ясных цветовых характеристик. В драпировках какие-то конкретные цвета – синее – синее, а красное – красное. В пространстве уже сложный многооттеночный колорит с оглядкой на венецианскую традицию.

Всегда находим у него то треугольник, то круг, то квадрат – четкий композиционный центр.

Рубеж:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: