Любовь – наивысшее состояние ее – духовное. Бог – Существо духовное и проявление наших чувств, должно быть таким же. Рим.8:1[248], Рим.8:5-8[249]. 2Кор.12:3-4[250].;Иуда1:19[251]; 1Кор.2:14[252].
Это состояние возникает в результате не правильных аскетических подвигов, где суть – любовь к Богу упоминается в представлениях страданий Христа, представление отдельных эпизодов с Христом. Представление бесед с Ним – такая самовнушенная любовь носит плотской характер. Она связана с определенными психическими состояниями: галлюцинациями, стонами, сексуальными ощущениями т.д.
Пример – католические святые – блж. Анжела; Каторина??; Иоанна Креста; Франциск Асийский – носитель стигматов.
Игнатий Брянчанинов: «это обманчивая игра чувств, безо четное сознание, мечтательство и самомнение».
Православный взгляд на это – «прелесть» (самообман). 1Кор 14:1[253]. Рим.5:5[254]. Колл.3:14[255].
Исаак Сирин: «обитель духовного, водворившаяся в жестоте души».
Но достижение такой любви не возможно без добродетелей, а особенно - смирения.
|
|
Свт.Тихон Воронежский: «Если любовь долготерпит и не раздражается, то потому, что она смиренна».
Ин.14:21[256].
Св. Исаак Сирин: «кто говорит, что не победил страстей, но любит Бога искренне, то.., это слово собственное,.., а душа не ощущает, что говорит».
Свт. Игнатий Брянчанинов: «преждевременное принуждение к чувству любви уже самообольщение».
Феофан Затворник: «здание спасения строится с фундамента, а не с верхнего этажа».
Таким образом христианская любовь – есть не обычное земное чувство, не результат самовнушения, но: 1) следствие исполнения заповедей 2) дар Духа Святаго 3) дар по смирению.
37) Богопочитание внешнее и внутреннее. Молитва и ее виды. Молитвенный навык, его приобретение. Время и место для молитвы.
Богопочитание внешнее в внутреннее.
Человеку свойственное выражать отношение к Богу и внутренне (размышления) и внешне (слова и действия).
Священное Писание говорит о примерах такого: прославление в псалмах, на гуслях, молитва с воздетыми руками и т.д. А примером для нас является Господь Иисус Христос и святые. В богопочитании участвуют духовные и телесные силы одновременно, т.к. взаимоотношение духа и тела в человеке таково, что движение духа сопровождается движением тела. Лк.6:45[257]; 1Кор.6:20[258].