Преподаватель: Шамсутдинова А.В., Пиженко С.И

Группа 31-У

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 1. Проанализируйте учебно-методический комплект на соответствие ФГОС НОО ОС «Школа 2100». (Приложение)

Примерный ответ:

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

В УМК входят: сборники программно-методических материалов (официальные издания, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы); учебники (издания для школьников, содержащие систематизированное изложение учебного материала); методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков); рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое); справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС НОО, а в частности принципам системно-деятельного подхода и формирования средствами УМК основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.

В задание предлагается проанализировать учебно-методический комплект ОС «Школа 2100» на соответствие требованиям ФГОС НОО. Данный учебно-методический комплект представлен программно-методическими материалами, учебниками, методическими рекомендациями, рабочими тетрадями, тетрадями для контрольных, проверочных работ. На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:

1. Открытый учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» автора Л.Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Данная концепция представлена в научно-методических принципах.

2. Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школа 2100». Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода (ТДМ) базового уровня. Технологический уровень реализации ТДМ позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя. Возможность реализации ТДМ на каждом из этих уровней обеспечена теоретическим описанием, учебниками и имеющимися учебно-методическими пособиями.

3. Структура учебников по различным учебным предметам не ограничивает возможность использования различных форм обучения таких как, фронтальная работа, использование игровых форм, соревнований, тренингов, работы в группах и т.д. Что побуждает педагога к творчеству на различных этапах обучения.

4. Система в разнообразии форм организации учебной деятельности в УМК «Школа 2100» обеспечивается тем, что технология деятельностного метода − это описание управления учителем системного прохождения каждым учащимся целостной структуры − всех шагов учебной деятельности, выявленных в современной методологии.

5. В методических рекомендациях учителю при подготовке к уроку представлены направления, технология и сценарии уроков, в полной мере обеспечивающие сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Это осуществляется следующим образом. На начальных этапах уроков по различным учебным предметам, проводимым по технологии деятельностного метода, у учащихся формируется первичный опыт выполнения формируемого универсального учебного действия. Одновременно осваиваются предметные результаты, заданные программой. Затем полученный учащимися опыт проблематизируется и создается мотивация к освоению соответствующего метапредметного умения. Учащиеся открывают для себя общий способ выполнения данного универсального действия (целеполагания, планирования, самоконтроля и т.д.) или структуры учебной деятельности в целом. Далее на уроках по различным учебным предметам изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин: учащиеся теперь уже сознательно его применяют, организуют самоконтроль его усвоения и, при необходимости, − коррекцию. При этом изучаемое предметное знание усваивается уже не формально, а на личностно значимом уровне. По мере усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, организуется обучающий контроль их освоения, при необходимости проводится их коррекция и создается ситуация успеха.

Таким образом, в данном процессе не только повышается уровень освоения предметных знаний и умений, но и осваиваются универсальные учебные действия и одновременно формируются личностные качества обучающегося.

6. УМК «Школа 2100», безусловно, отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в следующем. Например, содержание учебников, предложенные формы и методы работы способствуют развитию мыслительных операций, познавательных процессов и познавательного интереса, а также стиля мышления, адекватного требованиям информатизации и работы в современных информационных сетях.

7. В комплект входит компьютерная программа мониторинга успеваемости, диагностики и коррекции проблемных зон. Например: «Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон», которое позволяет:

1) отследить уровень усвоения учебного материала каждого ученика по каждому навыку, определить его сильные и слабые стороны, выявить в течение года объективный уровень освоения программы в сравнении с возрастной группой;

2) проследить индивидуальную динамику изменения уровня овладения знаниями, умениями и навыками у каждого ребенка и класса в целом и выявить причины учебных затруднений.

Таким образом, данная компьютерная программа позволяет провести объективный анализ успеваемости детей, получить исчерпывающую информацию об уровне подготовки класса и каждого отдельного ученика, что позволяет эффективно корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе.

8. Использование технологии деятельностного метода «Школа 2100» позволяет формировать УУД, даже используя обычные задания традиционной школы. В учебниках по данной программе прослеживается личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, позволяющий каждому ребенку развиваться в своем темпе и на своем уровне трудности, вплоть до творческого уровня. Предложена система интересных для детей заданий творческого характера, имеющих различные варианты решения и требующих изобретения новых для них, ранее не встречавшихся способов действий. Это позволяет сделать вывод о том, что УМК «Школа 2100» обеспечивает системное формирование всех групп УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных.

9. Главным механизмом формирования самостоятельности в УМК «Школа 2100» является системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

10. Действия контроля, как и любые универсальные действия, формируется в УМК «Школа 2100» на различных уроках. Например, на уроках открытия нового знания (этапы рефлексии и первичного закрепления) по разным учебным предметам учащиеся применяют построенный алгоритм для контроля правильности выполнения ими учебных заданий, выполняют самооценку своего умения выполнять действие контроля в зависимости от результатов своей работы по самооценке правильности выполнения заданий. По мере освоения вводимых алгоритмов действия контроля учащиеся, наряду с действием контроля собственных достижений, выполняют также действия взаимоконтроля и контроля результатов выполнения учебных заданий своими товарищами по согласованным критериям (эталонам).

11. Мотивация к учению в УМК «Школа 2100» обеспечивается за счет:

2) организации осознания ими личностной значимости учения (того, почему «я хочу» учиться);

3) создании ситуации успеха, веры в свои силы (осознания того, почему «я могу» учиться). Например, интерес ребенка, его мотивация к изучению математики непосредственно связана с изучением задач занимательного и творческого характера, которые представлены в курсе математики в достаточном количестве.

12. Индивидуальную траекторию саморазвития каждого обучающегося в УМК «Школа 2100» обеспечивает сочетание дидактических принципов минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества. Принцип минимакса предполагает работу в зоне ближайшего развития учащихся. Это означает, что спектр уровней предлагаемых заданий варьируется от посильных для каждого (то есть «минимума» − уровня государственных стандартов знаний) до творческих заданий, требующих самостоятельного создания новых способов действий («максимума» − каждому есть куда «расти»). Принцип психологической комфортности позволяет создать в классе доброжелательную образовательную среду, которая побуждает каждого ребенка вырасти, выдать свой лучший результат, дотянуться до своего возможного максимума, не испытывая при этом стресса от того, что «не все получается». Учащиеся усваивают, что нет людей, у которых «все получается», но при этом, чем выше результат каждого, тем лучше как самому ученику, так и классу в целом. Принцип вариативности учит учащихся осознанно выбирать в каждом деле и на каждом учебном предмете свой индивидуальный максимальный уровень. Принцип творчества обеспечивает для каждого ученика возможность повышения своего максимального уровня.

Таким образом, проведенный анализ показал, что УМК «Школа 2100» в полном объеме обеспечивает реализацию требований ФГОС к результатам и условиям реализации ООП НОО.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 2. Проанализируйте учебно-методический комплект на соответствие ФГОС НОО ОС «Перспектива». (Приложение)

Примерный ответ:

В задание предлагается проанализировать учебно-методический комплект ОС «Перспектива» на соответствие требованиям ФГОС НОО. Данный учебно-методический комплект представлен программно-методическими материалами, учебниками, методическими рекомендациями, рабочими тетрадями, тетрадями для контрольных, проверочных работ. На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:

УМК «Перспектива» реализует принципы деятельностного подхода посредством реализации следующих принципов: принцип деятельности, непрерывности, минимакса, принципа творчества, вариативности. О реализации данных принципов свидетельствует разработанное методическое обеспечение (технологические карты уроков, учебники). Анализ методических рекомендаций учителя позволяет сделать вывод о том, что проблемный характер изложения учебного материала прослеживается в деятельности учителя и учащихся на различных этапах урока. В учебниках содержание учебного материала предоставляется для учащихся не в готовом виде, а требует организации практических, исследовательских, творческих работ (представлен теоретический материал и задания различного характера). Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности. В основе организации познавательной деятельности учащихся лежат такие формы как, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. Разнообразие форм позволяют стимулировать познавательную активность учащихся, задания, представленные в учебниках, свидетельствуют о возможности включения учащихся в различные виды учебной деятельности (частично-поисковую, исследовательскую, творческую). Система в разнообразие форм прослеживается, так как обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению. УМК «Перспектива» обеспечивает сочетание результатов освоения программы, указанных в стандарте. Примером тому служат задания в учебниках. Обучение по комплекту «Перспектива» позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества. Федеральный образовательный стандарт начального образования не предполагает оценки личностных результатов развития ребенка. Но, данный УМК включает в себя систему типовых заданий, которые позволяет отследить динамику личных достижений. Под личностным развитием понимается создание условий для самопознания, нравственно-этическое развитие, самооценка. Также в учебниках УМК «Перспектива» большое внимание уделяется нравственно-этическому формированию личности. В учебники по литературному чтению включены произведения, позволяющие осмыслить духовно нравственные ценности, в содержание учебников «Окружающий мир» включены материалы культурологического характера, такой подход позволяет познакомить учащихся с понятиями традиции, ценности, национальные особенности. толерантности. В рамках предмета «Технология», который строится на основе проектной деятельности, учащиеся знакомятся с народными промыслами, профессиями и ремеслами, производственными циклами, что формирует позитивное отношение к труду и «людям труда». Формирование УУД обеспечивается посредством реализации содержания учебно-методического обеспечения. Примером тому служат задания из учебников и рабочих тетрадей. Важным условием успешности реализации программы «Перспектива» является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка (т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения), делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.

Таким образом, проведенный анализ показал, что УМК «Перспектива» в полном объеме обеспечивает реализацию требований ФГОС к результатам и условиям реализации ООП НОО.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 3. Проанализируйте учебно-методический комплект на соответствие ФГОС НОО ОС «Школа России». (Приложение)

Примерный ответ:

В задание предлагается проанализировать учебно-методический комплект ОС «Школа России» на соответствие требованиям ФГОС НОО. Данный учебно-методический комплект представлен программно-методическими материалами, учебниками, методическими рекомендациями, рабочими тетрадями, тетрадями для контрольных, проверочных работ. На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:

Данный УМК построен на основе системно-деятельностного подхода, так как реализует следующие дидактические принципы: принцп деятельности, принцип целостного представления о мире, принцип приемственности, принцип дифференциации и индивидуализации обучения, принцип творчества. При этом реализация деятельностного подхода требует проблемный характер изложения учебного материала. Анализ содержания учебников показал, что характер изложения содержания эпизодически носит проблемный характер. Структура учебников обеспечивает возможность использования разнообразных организации учебной деятельности (на примере учебника А. Плешакова «Окружающий мир»). Например: работа в паре, в группе, работа со взрослым, моделирование, работа в рабочей тетради, с атласом-определителем, индивидуальная работа. Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД. В методических рекомендациях учителю при подготовке к уроку представлены особенности организации учебной деятельности, направленные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Примерами формирования УУД служат задания из учебника, при этом отсутствуют в большинстве учебников задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Реализация содержания УМК направлена на воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и своего человечества. Данная цель определяет соответствия общественному заказу. А задача учителя на уроке сделать содержание учебного материала личностно значимым для каждого. Таким образом, условия для мотивации к учению определяются не содержанием УМК, а требованием к организации урока со стороны учителя.

Для оценки достижения планируемых результатов предлагается система заданий по всем предметам, включая комплексные итоговые работы. Но при этом не описан механизм оценивания личностных результатов.

Возможность осуществления индивидуального подхода при обучении затрудняется отсутствием дифференцированных заданий в содержание учебников.

Таким образом, проведенный анализ показал, что УМК «Школа России» частично обеспечивает реализацию требований ФГОС к результатам и условиям реализации ООП НОО.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 4. Проанализируйте учебно-методический комплект на соответствие ФГОС НОО ОС «Начальная школа XXI века». (Приложение)

Примерный ответ:

В задание предлагается проанализировать учебно-методический комплект ОС «Начальная школа XXI века» на соответствие требованиям ФГОС НОО. Данный учебно-методический комплект представлен программно-методическими материалами, учебниками, методическими рекомендациями, рабочими тетрадями. На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:

Данный УМК реализует принцип деятельностного подхода, описанные в концептуальных положениях программы - организация процесса обучения в форму учебного диалога. Анализ методических рекомендаций позволяет это подтвердить, дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик. В УМК частично прослеживается проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода. Об этом позволяет судить проведенный анализ заданий из учебника. Учебники в достаточной мере обеспечивают разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В них содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.

УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы. Содержание учебного материала отражает интересы и потребности современного ребенка это выражается в его разнообразии и увлекательности. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет. Также предлагаются различные тесты, итоговые контрольные работы по предметам, что позволяет оценить достижение предметных и метапредметных результатов. Для оценки личностных результатов предлагается использование портфолио. Действия контроля формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя». УМК «Начальная школа XXI века» создает условия для мотивации ученика к учению через особенности организации учебной деятельности на каждом уроке (постановка проблемы, составление плана-проекта решения задачи, анализ проекта, анализ достигнутых результатов). В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся. При этом дифференциации заданий по уровням сложности не наблюдается. Что затрудняет возможность определения индивидуальной траектории развития ребенка.

Таким образом, проведенный анализ показал, что УМК «Начальная школа XXI века», за исключением последнего недостатка, обеспечивает реализацию требований ФГОС к результатам и условиям реализации ООП НОО.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 5. Проанализируйте учебно-методический комплект на соответствие ФГОС НОО вариативной ОС «Развивающая система Л.В. Занкова». (Приложение)

Примерный ответ:

В задание предлагается проанализировать учебно-методический комплект образовательной развивающей системы Л.В. Занкова на соответствие требованиям ФГОС НОО. Данный учебно-методический комплект представлен программно-методическими материалами, учебниками, методическими рекомендациями, рабочими тетрадями, тетрадями для осуществления контроля. На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:

Данный УМК реализует принципы деятельностного подхода через наличие познавательного мотива; наличие проблемных заданий, требующих от ученика самостоятельной поисковой деятельности; выполнение и освоение способа действий для осознанного применения знаний. Содержание УМК определяется следующими дидактическими положениями: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Задания и изложение учебного материала носят проблемный характер. В процессе выполнения задания учащиеся могут предложить способы решения поставленной проблемы, которые требуют всестороннего обсуждения и оценки их правильности и рациональности. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности. Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета. Используемые задания представляются на разных уровнях: репродуктивном, логическом, проблемном, творческом, что даёт возможность каждому ребёнку проявить свои сильные стороны и развить ещё недостаточно сформированные способности. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы. Примером этому является система вопросов и заданий представленных в учебниках. В УМК разработана система изучения результативности обучения и развития в начальных классах, сборник контрольных и проверочных работ, разработан мониторинг метапредметных универсальных учебных действия. В рабочие тетради по разным учебным предметам включены задания, предполагающие организацию самоконтроля. Например, в тетрадях представлен раздел «Что я знаю. Что я умею», где ученики знаками «+» и «-» оценивают своё состояние при выполнении заданий, которые в тетрадях отмечены «*» или цветом. Учитель теми же знаками оценивает правильность его выполнения. В этот раздел внесены основные вопросы программы в начале их изучения, через некоторое время и в конце года. В курсе «Литературное чтение» и «Обучение грамоте» предусмотрены самостоятельные работы «Проверь себя», позволяющие отслеживать результаты освоения знаний и уровня сформированности каллиграфического и грамотного письма, читательских умений. Для осуществления педагогической диагностики готовности к школьному обучению также разработана рабочая тетрадь для первоклассников. Мониторинг результатов учебной деятельности позволяет создавать педагогу условия для индивидуального развития каждого ребенка. При этом явной дифференциации заданий по уровням сложности в учебниках не наблюдается.

В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности. Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться. Характер взаимодействия учителя и учащихся также способствует формированию мотивации к учению (совместно определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы).

Таким образом, проведенный анализ показал, что УМК развивающей системы Л.В. Занкова, обеспечивает реализацию требований ФГОС к результатам и условиям реализации ООП НОО.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 6. Выберите учебно-методический комплект для осуществления собственной профессиональной деятельности и обоснуйте его выбор.

Примерный ответ:

Сегодня учителю начальных классов предлагается более десятка учебных методических комплектов. Каждый комплект имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Проведенный анализ УМК разных образовательных систем, позволил сделать выбор в пользу «…».

Критерии выбора УМК:

1. Соответствие требования ФГОС НОО.

2. Разработанность учебно-методического комплекта

3. Возможность использования с разными категориями обучающимися.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 7. Проанализируйте рабочую учебную программу базового образовательного учреждения с точки зрения требований к ее составлению.

Примерный ответ:

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 8. Определите последовательность действий педагога при составлении программы по учебному предмету.

Примерный ответ:

Основными документами, определяющими требования к уровню подготовки учащихся и содержанию образования, являются:

  1. федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. базисный учебный план;
  3. типовые (примерные) образовательные программы по каждому учебному предмету.

На основе приведенных документов школа составляет собственную основную образовательную программу, учебный план, а каждый учитель - рабочую программу. Таким образом, рабочая программа является локальным актом (предназначенный для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения

Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

По решению педагогического совета образовательного учреждения к рабочей программе можно прикладывать:

· календарно-тематическое планирование;

· образцы текстов контрольных и тестов.

Последовательность действий педагога при составлении рабочей программы следующая:

  1. Выбрать предмет, по которому будет составляться программа.
  2. Выделить из ФГОС планируемые результаты для данного предмета.
  3. Проанализировать содержание примерной программы по учебному предмету.
  4. Определить структурные компоненты программы.
  5. Охарактеризовать кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета в пояснительной записке, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе начального общего образования.
  6. Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
  7. Описать место учебного предмета на основе анализа учебного плана.
  8. Сопоставить требования к результатам освоения программы с требованиями, прописанными в примерной программе. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся по классам.
  9. Описать содержание курса на основе примерной программы. При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
    • название темы;
    • необходимое количество часов для её изучения;
    • содержание учебной темы (основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы контроля, возможные виды самостоятельной работы учащихся)
  10. Составить тематический план, раскрыв последовательность изучения разделов и тем программ по годам. Раскрыть используемые организационные формы и виды деятельности учащихся. Указать количество часов, выделенных, на изучение тем и всего курса. Включить формы контроля с учетом особенностей класса; спецификой учебного курса; особенностей методик и технологий, используемые в процессе обучения.
  11. Описать материально-техническое обеспечение образовательного процесса, перечень основной, дополнительной литературы, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу.
  12. Предоставить программу на рассмотрение председателю методического объединения.
  13. Утвердить у директора образовательного учреждения.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 9. Определите последовательность действий педагога при составлении календарно-тематического планирования.

Примерный ответ:

Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету. Единая форма календарно-тематического планирования устанавливаются локальным актом (положением) образовательного учреждения на основании общих требований.

При составление календарно-тематического планирования необходимо:

1. Изучить годовой план (период каждой четверти, количество часов всего и в неделю).

2. Изучить тематическое планирование, представленное в рабочей программе с анализом учебника.

3. Оформить титульный лист календарно-тематического планирования, котором указать: грифы: рассмотрено, согласовано, утверждено; предметная линия, класс, количество часов, ФИО учителя, название примерной программы и автора учебника.

4. Составить таблицу согласно анализу годового плана:

Сроки Кол-во часов Из них контрольные работы Примечание
I 01.09. – 29.10.2014      
II 06.11. – 28.12.2014     2ч. – актированные дни
III 14.01. – 25.03.2015      
IV 31.03. – 25.05.2015      
год 01.09. – 25.05.      

5. Составить таблицу КТП с указанием номера урока в теме, разделе, название раздела и темы, прописать возможные контрольные и проверочные работы, планируемые результаты и сроки.

№ п/п № урока в теме Тема урока Планируемые результаты Сроки
         

6. Проверить совпадает ли количество часов в КТП с годовым планом школы.

7. Представить для рассмотрения КТП на заседание методического объединения.

8. Согласовать с зам.директора по УВР.

9. Утвердить у директора образовательного учреждения.

ПК 4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся

Задание 10. Сравните различные подходы к составлению календарно-тематического планирования. Предложите свой вариант планирования.

Примерный ответ:

Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету. Единая форма календарно-тематического планирования устанавливаются локальным актом (положением) образовательного учреждения на основании общих требований.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачами календарно-тематического планирования являются:

1. определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;

2. определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

Требования к оформлению календарно – тематического планирования:

· Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме.

· Титульный лист должен содержать следующие сведения:

- название документа (календарно-тематический план).

- название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане)

- класс;

- название примерной программы;

- автор и название учебника;

- учебный год;

- Ф. И. О. учителя.

- название школы;

- реквизиты согласования, рассмотрения и утверждения календарно – тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование составляется в виде таблицы.

№ п/п № урока в теме Тема урока Планируемые результаты Сроки
         

При составлении КТП дата проведения урока планируется заранее, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В течении года возможна корректировка планирования в зависимости от темпа прохождения программы. Изменения необходимо указывать на титульном листе и обосновать в графе примечание. Содержание КТП должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.

КТП рассматривается на заседании методического объединения, согласовать с зам.директора по УВР, утверждается директором до начала учебного года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: