Дети с олигофренией в степени имбецильности к 7—8 годам не овладевают навыком чтения. Даже те, которые в результате специальных занятий усвоили отдельные буквы, не способны сливать их в слоги. Они не могут объяснить значение знакомых слов и затрудняются при соотнесении их с картинкой.
Дети со снижением интеллекта в степени дебильности к 7— 8 годам могут усвоить алфавит во время проведения специальных занятий. Однако они испытывают большие трудности в процессе обучения слиянию букв в слоги. Им свойственно побуквенное или медленное послоговое чтение. Главной особенностью их чтения является недостаточное понимание прочитанного. Детям трудно пересказывать прочитанное в необходимой логической последовательности. Им недоступно понимание рассказов со скрытым смыслом.
Если дошкольника с задержкой психического развития специально не готовили к школе, при обследовании выявится, что он знает, как правило, лишь несколько букв и с большим трудом, с помощью взрослого может прочесть составленные из этих букв прямой или обратный слоги. Охотно декламирует стихотворения; однако часто при этом плохо помнит текст и часто ошибается. Прослушанный рассказ обычно пересказывает правильно. На вопросы, связанные с конкретным содержанием стихотворения или прослушанного рассказа, отвечает осмысленно, но формулирует ответы с трудом, используя обычно простые неполные предложения.
|
|
Дети с задержкой психического развития после года безуспешного пребывания в массовой школе не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой: не знают некоторых букв, медленно по слогам читают слова простейших слоговых- структур, затрудняются- в чтении слогов с мягкими согласными, со стечением согласных, плохо соблюдают пунктуационную интонацию. Ошибки, характерные для всех начинающих чтецов на первоначальном этапе овладения навыком чтения (перестановки, замены, пропуски букв и слогов и др.), встречаются у детей с задержкой психического развития особенно часто и преодолеваются долго, с трудом. Темп чтения значительно замедлен. Сложная аналитико-синтетическая деятельность в процессе чтения требует от детей этой категории большого напряжения. В результате у них быстро наступает утомление, которое проявляется в увеличении количества ошибок, потере интереса и внимания, повышенной отвлекаемости и т. п. Однако механического чтения, которое часто наблюдается у умственно отсталых школьников, у них, как правило, не отмечается. Дети вдумываются в смысл прочитанного; достаточно полно и последовательно пересказывают текст и верно отвечают на вопросы по его конкретному содержанию. Вместе с тем бедность словаря, сравнительно небольшой запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание отдельных слов и выражений, выявление главной мысли, установление причинно-следственных и других связей. Все эти трудности преодолеваются в результате последовательно поэтапного анализа изучаемого содержания с помощью взрослого.
|
|
У слабовидящих детей отмечаются замедленный темп чтения, повторение и перестановка слогов, слов, потеря слов и строк, невыразительность и вялость артикуляции. Замедленное восприятие букв, слогов и слов затрудняет понимание прочитанного текста. Но тем не менее слабовидящие дети обнаруживают достаточное понимание смысла прочитанного им рассказа и могут передать его содержание.
Еще более значительные затруднения при овладении навыком чтения испытывают дети с недоразвитием слуха и дети с недоразвитием речи при первично сохранном интеллекте. Трудности возникают вследствие отсутствия четкого фонетического и морфологического образа слова. Чтение является побуквенным, угадывающим. Наиболее специфические ошибки — замена слов и смешение элементов слова, замена одних букв другими. Обнаруживается и недостаточное понимание прочитанного.
У детей с церебральными параличами при сохранном интеллекте отмечаются обусловленные пространственными и двигательными нарушениями специфические трудности в процессе овладения навыком чтения. Детям трудно осуществлять целостное восприятие слова, они часто путают графически сходные буквы, испытывают трудности при переключении с одного слога на другой. Из-за трудностей переключения взора эти дети не успевают при чтении следить за строкой, часто ее «теряют». Кроме того, они с трудом понимают сложные логико-грамматические конструкции, выраженные предлогами и наречиями, обозначающими пространственные категории (под, над, справа, слева и т. д.) Многие дети испытывают затруднения в процессе овладения навыком чтения в связи с отмечаемыми у них речевыми нарушениями.
Большая часть нормально развивающихся детей овладевает чтением еще до обучения в школе (техника может быть различной). Эти дети не испытывают трудностей при необходимости понять соответствующие их возрасту тексты и рассказы.