Транспортная система может рассматриваться и как целостная отрасль народного хозяйства, и как совокупность конкурирующих друг с другом тр анс -портных предпр иятий. В связи с этим возникает необходимость выбора тр анс -порта в зависимости от вида перевозимого груза, от целей, преследуемых гру-зовладельцем.
Основными количественными пок азателями, характеризующими рас-пределение объема перевозочной работы по видам тр анс по р та, являются объем перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в то н но-километрах). Грузооборот является интегрированным показателем, который учитывает не то л ьк о количе-ство перевезенных грузов, но и расстояние пер евозки.
Грузооборот зависит от множества про изводственных и географических факторов. К так им факторам можно отнести размещение про изводительных сил, наличие природных бо г а тс тв в регионе, уровень развитости промыш-
ленности, сельского хозяйства капитального строительства, товарооборота в регионе и в целом по стране.
В табл. 4.1 и 4.2 дана динамика объемов перевезенных грузов и грузооборота за последние несколько лет. Из данных, приведенных в таблицах, видно, что снижение экономических показателей работы транспорта началось с момента снижения объемов производства в различных отраслях народного хозяйства, обусловленного распадом СССР и экономическим кризисом. С наступлением относительной стабилизации в экономике страны уровень производства стал повышаться, а значит, и объемы перевозок стали возрастать. Однако доли каждого вида транспорта в общем объеме транспортной работы изменились несущественно.
|
|
Таблица 4.1.
Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. тонно-километров)3
Транспорт –всего | 4697,8 | 3532,6 | 3479,5 | 3591,6 | 3801,7 | 4105,7 | 4372,0 | 4490,8 |
в том числе, по видам: | ||||||||
железнодорожный | ||||||||
автомобильный | ||||||||
трубопроводный | ||||||||
мор ской | ||||||||
внутренний водный | ||||||||
воздушный | 1,8 | 1,6 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,7 | 3,0 | 2,8 |
Таблица 4.2.