Инструкция: Придумать предложение с глаголом "прыгнуть", выбрав нужные приставки из ряда: у-, при-, до-, пере-, вы-, с- и т.д.
Фиксируются все случаи недостаточно полного овладения грамматическим строем речи. Далее эти данные соотносятся с материалом раздела: "Письменная речь "
Обследование понимания речи
Обследование понимания речи может проводиться на материале, выявленном при проверке активного словаря и грамматического строя речи или как самостоятельный блок заданий. Если ребенок затрудняется с выполнением заданий или выполняет их неправильно, необходимо проверить пассивный словарь. В этом случае используются те же приемы, что и при обследовании активной речи.
Но в задании ребенок ставится в ситуацию выбора из 2-х или более однородных компонентов, а "озвученный" образец высказывания дает взрослый.
Так, ребенок не смог назвать обобщающее слово "транспорт" по картинкам изображающим автомобиль, автобус, самолет и т.д.
Логопед добавляет к этим картинкам другие изображения (например, изображающие предметы мебели, посуды и т.д.)
|
|
Инструкция: Покажи, где нарисован транспорт.
При обследовании понимания предложений внимание обращается не только на отдельные слова, но и на понимание их связи в предложении.
Например, при обследовании понимания форм единственного и множественного числа глагола перед ребенком находятся две картинки. На одной из них девочка рисует, на другой - девочки рисуют.
Инструкция: Покажи, на какой картинке рисуют.
Так, при обследовании понимания предлогов можно дать детям инструкцию: "Поставь стакан за чашкой. Поставь стакан и чашку рядом. Поставь чашку перед стаканом. Нарисуй возле дома скамейку" и т.д.
Подробным образом проверяются весь необходимый речевой материал (по рубрикам, упомянутым в разделах "Словарь " и "Грамматический строй речи". Кроме этого употребляются и другие приемы, например - сравнение двух фраз: Понедельник бывает перед вторником. Вторник бывает перед понедельником. Какая из них правильна?
Или - Девочка бежит за собакой. Собака бежит за девочкой.
Одинаковы ли эти фразы?
Кто бежит впереди?
Или - Витя посмотрел мультфильм, после того как пообедал.
Что сделал Витя раньше?
Эти конструкции предложений позволяют проверить сложные отношения между предметами, действиями и т.д. (которые не могут быть поняты по непосредственному впечатлению).
Обследование письменной речи
Между развитием устной речи и нарушениями чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но следует помнить, что у ребенка школьного возраста могут не наблюдаться выраженные недостатки устной речи, особенно если он получал специальную логопедическую помощь в дошкольном возрасте. Но "бывшие трудности" могут сказываться на усвоении письма и чтения.
|
|
Одно из условий развития письменной речи - это умение анализировать звуковой состав слова
Ребенку предлагаются задания на различение и выделение звуков из состава слова, сначала гласных, затем согласных.
Используются следующие приемы:
- выделение гласного в начале слова и под ударением (Аня, Оля)
- выделение гласных в односложных словах (дом, сыр)
- выделение согласного в конце слова (кот, сок)
- выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова
- самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук (по картинке и без нее) Это наиболее простые формы звукового анализа.
Далее проверяется умение делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, определяются последовательность и место звука в слове.
Специально проверяется умение выделять звуки, которые ребенок неправильно произносит.
В случае отсутствия звука или его замены используется набор картинок с определенным звуком. В одном наборе должны быть слова с анализируемым звуком, с тем звуком, который наиболее часто смешивается с заданным и с любыми другими звуками, где отсутствует анализируемый звук и его замена.
Обследование письма *
Нарушения письма выявляются по рабочим тетрадям, если они есть, или в процессе выполнения заданий логопеда.
Учитывается степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы.
Даются следующие задания:
- списать слова и предложения с рукописного текста;
- списать слова и предложения с печатного текста;
- записать под диктовку строчные и прописные буквы;
- диктант слогов;
- диктант слов различной структуры;
- запись предложения после однократного прослушивания;
- слуховой диктант;
- дать подписи к предметным картинкам, к сюжетным картинкам;
- составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.
* Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1995.
Фиксируются ошибки на уровне буквы и слога, слова и предложения.
При обследовании внимание нужно направить как на характер процесса письма (может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово, или проговаривает его несколько раз, ищет необходимый звук), так и на встречающиеся при этом трудности и ошибки.
Ошибки письма могут говорить о нарушениях фонематического восприятия, а так же об общем недоразвитии речи.
Необходимо отличать детей с недостатками письма (дисграфией), обусловленными речевой недостаточностью, от детей, у которых недостатки письма вызваны педагогической запущенностью, влиянием иноязычной речи, другими причинами.