В настоящее время имеется стойкая тенденция к росту числа детей с нарушениями зрения, причем отмечается интенсивное увеличение количества детей, ранее не охваченных поддержкой тифлопедагога в период школьного обучения, - детей с функциональными нарушениями зрения.
Среди причин, вызывающих нарушения зрения, врожденные факторы занимают ведущее место. Им сопутствуют нарушения психофизического развития, эмоционально-волевой сферы ребенка. Растет количество детей, имеющих не просто сопутствующие заболевания, а сложную структуру дефекта. В этих условиях необходимо создание комфортных условий пребывания в образовательной среде каждому ребенку.
При организации обследования тифлопедагогом необходимо помнить, что когда речь идет о распознавании индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, диагностика должна исходить из единых подходов как к методам, так и к результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создать индивидуально-ориентированную программу для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
Программа развития не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на актуальный уровень развития ребенка, так и иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитателей, социальных педагогов и других специалистов, принимающих участие в воспитании и развитии ребенка.
В процессе диагностического обследования необходимо обращать внимание на проявление психической организации ребенка с нарушенным зрением в различных видах деятельности, то есть диагностика должна осуществляться во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребенка (эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интеллектуальной, мотивационной, поведенческой).
Диагностическое обследование должно строиться с учетом принципа структурно-динамического подхода. Суть этого принципа заключается не только в необходимости выявления основного и сопутствующего нарушений в развитии или составляющих сложного нарушения, но и в наблюдении за их проявлениями в динамике педагогического процесса.
Содержание программы тифлопедагогической помощи, разрабатываемой для конкретного ребенка, должно базироваться на глубоком, всестороннем количественном и качественном анализе полученных результатов. Только соблюдение этих принципов сможет обеспечить достижение позитивного результата диагностического обследования - разработку программы, создающей условия для развития каждого ребенка.
Для того чтобы рекомендуемая программа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо осуществлять взаимодействие между всеми участниками коррекционно-развивающей помощи (медицинской, психологической, социальной); удерживать соответствие психофизического развития ребенка дифференцированно-индивидуальным формам работы и соблюдать последовательность этапов и элементов (методов, приемов, средств и содержания) помощи детям с сенсорной недостаточностью.