Устьевую арматуру для скважин, эксплуатируемых погружными электроцентробежными насосами, чаще всего изготавливают или на базах производственного обслуживания НГДУ, или па центральной базе производственного обслуживания ОАО (открытого акционерного общества). Крестовина или тройник устьевой на нижнем конце имеет трубную резьбу, а на остальных - фланцы для присоединения задвижек. Верхняя буферная задвижка монтируется для производства очистки труб от парафина. Боковые задвижки, предназначенные для направления газонефтяного потока, обвязываются так же, как и на фонтанных скважинах. Для отвода газа из чатрубного пространства в верхнюю муфту обсадной колонии завинчивается колонный патрубок с боковым отводом и задвижкой, которая соединяется с одной из выкидных линий катушкой. Эту задвижку открывают периодически или оставляют постоянно открытой. При этом в обвязке затрубной задвижки устанавливается об-
ратный клапан, не допускающий переток нефти из выкидной линии обратно в скважину.
|
|
Насосные трубы с насосным агрегатом подвешиваются па фланце обсадной колонны с помощью специальной планшайбы.
Планшайба состоит из основной части, представляющей неполный круг, и дополнительной - сегмента, крепящегося к первой двумя шпильками. Зазор между этими двумя частями уплотняется прокладкой. В середине разъема имеется отверстие для пропуска в скважину силового кабеля КРБК.
В колонне насосно-компрессорных труб над элсктроцентробежным насосом устанавливаются обратный и сливной клапаны.
Обратный клапан используется для заполнения насосно-компрессорных труб жидкостью перед пуском насоса. Во время работы насоса обратный клапан находится в открытом положении под действием давления снизу.
Сливной клапан монтируется нал обратным клапаном, и пользуются им для спуска жидкости из НКТ перед подъемом их из скважины.
Перед подъемом насосного агрегата из скважины в насосно-компрессорные трубы сбрасывают металлический стержень (ломик). Этот металлический стержень, проходя через трубы, ударяет по удлиненному концу сливного клапана, в результате чего открывается отверстие для стока жидкости из насосно-компрессорных труб. Это позволяет производить подъем насос-ио-компрессорных труб без разлива жидкости на устье скважины, а сломанный штуцер заменяют новым.