Техническое описание маршрута

Южная Шуя, как и большинство рек в Карелии, содержит протяженные плесовые участки без течения, которые чередуются с мелководными каменистыми шиверами и порогами с относительно небольшим расходом воды. В летний период уровень воды стабилизируется озерами, питающими реку. В верхней части преобладает типичный для Карелии ландшафт – скальные выходы, хвойный лес, болотистые берега, богатые ягодами и грибами. В низовьях множество деревьев лиственных пород, берега песчанно-глинистые, поросшие травой, что характерно для средней полосы России. Так же в низовье встречаются таблички, предупреждающие о наличии в этом районе змей. На протяжении всего маршрута по берегам множество оборудованных стоянок. Начиная со средней части реки много коммерческих групп – могут возникать сложности со стоянками.

Карта-схема движения по маршруту приведена ниже.

На схеме указаны места стоянок с датой начала стоянки и дистанцией, пройденной от начала маршрута, а также препятствия, пронумерованные по порядку следования.





День 1

Старт в Суоярви. Озеро Суоярви, вытянутое в меридиональном направлении, имеет в длину около 20 км. На озере множество островов. Мест для стоянок много, как на островах, так и на побережье. Вокруг озера по периметру тянется автомобильная дорога. Справа дорога подходит вплотную к берегу, вдоль которого расположены пара небольших поселков. На южном берегу располагается крупный населенный пункт Суоярви.

После прибытия в 10:45 на автостанцию Суоярви (ул. Ленина), закупки хлеба и сим-карт местных операторов связи, пешком отправились к берегу озера. Разведка местности позволила подобрать место стапеля значительно ближе, чем было запланировано (в планах был остров, куда можно перебраться по мосту). В итоге переход вместо 2 км составил только 1 км. Двигаясь по ул. Ленина в северо-западном направлении, через 300 м свернули на перекрестке влево на ул. Победы и через 700 м, перейдя через железнодорожное полотно и миновав жилые дома и их задние дворы, по грунтовой подъездной дороге спустились к берегу озера Суоярви. Место нашли весьма удобным и к сборке лодок приступили в 12:00.

Фото 2 – Погрузка в рейсовый автобус Фото 3 – Стапель
Фото 4, 5 – Стапель. Фото 6 – Спуск судов на воду
     

Погода ухудшалась на глазах. И без того крепкий северный ветер усиливался, поднялась крутая частая волна, начал накрапывать дождь, который, к счастью, быстро закончился. Предполагалось быстро собрать байдарки, перекусить, и, не теряя времени, пройти по озеру до истока Шуи 18 км за 2,5-3 часа (та часть реки на карте носит название Суоеки и вытекает непосредственно из самого озера), однако различные обстоятельства серьезным образом заставили скорректировать наши планы. Длительные сборы сильно сократили возможную продолжительность ходового дня, и к тому же сильный встречный ветер и поднимаемые им волны затрудняли движение.

В 18:40, под присмотром местного населения вышли на маршрут. В результате, в первый ходовой день мы ограничились тем, что отойдя на 5,5 км от поселка, остановились лагерем немного севернее н.п. Кайпа в 19:50 на небольшом островке, у которого с подветренной стороны имелась удобная бухта с песчаным пляжем. Дальнейшее движение в этот день продолжать было бессмысленно. Ветер не утих даже к вечеру, так что при установке палаток пришлось задействовать верхние оттяжки, а для костра установить защитный экран из тента. Место нам досталось живописное, но ощущался недостаток дров, к тому же на острове множество муравьев.

Фото 7 – Нам туда! Фото 8 – Стоянка на острове. Штормит.

День 2

К утру второго дня ветер не утих. Облачность 100%, но без дождя.

Отчалив в 11:00 и выйдя из тени острова, обнаружили, что усилившись еще больше, встречный ветер нагнал крутую волну высотой до 0,6 м. Во время движения складывалось впечатление, что мы пробиваемся через бесконечно долгую полосу морского прибоя. «Форели» и «Вьюн», падая с каждой третьей волны, шлепком носовой части о поверхность поднимали фонтан брызг, зарывались носом в воду. И вся эта масса воды практически целиком выплескивалась на матросов. Встречный ветер тому способствовал. В этой ситуации экипаж единственной в нашей группе «Таймени» оказался в лучшем положении. Досталось, конечно, и им. Но килевая форма корпуса облегчила ситуацию, более мягко разрезала набегающий водный поток, не позволяя байдарке нырять носом в воду.

Движение, затрудненное такими условиями, потребовало затрат времени и сил. Приходилось периодически устраивать отдых на воде и выходить на берег.

Спустя 4,5 часа после выхода, преодолев 12,7 км, мы, наконец, достигли истока Шуи, расположенного в северной части озера.

Еще около часа ушло на преодоление первого препятствия на реке (№1). Мелководная шивера на входе в реку без категории в правой протоке относительно острова. Слева от острова слишком мелко. В русле пара обливников и неглубокая гребенка из мелких камней на выходе, струя четко выраженная, прямая. Для участников группы это было первопрохождение препятствия подобного типа. Потребовалось время для осмотра и разъяснения траектории и способа прохождения шиверы. Для более точного захода из озерного разлива на струю, был выставлен сигнальщик. Экипажи проходили по очереди по одному. К 16 часам причалили на ночевку к невысокому правому берегу со скальным выходом, уходящим в воду сразу за шиверой, в небольшом разливчике перед автомобильным мостом.

Фото 9 – Исток Суоеки. Чалка после входной шиверы

День 3

Утром, в 10:30 вышли на маршрут. Пасмурно, температура воздуха, как и в предыдущие дни, 18 °С. Ветрено, но на реке, под защитой берега, ветер ощущается слабо.

Перед началом движения руководитель дополнительно провел тренировку группы с объяснением некоторых приемов и действий при движении через препятствия по реке (способы маневрирования и обхода препятствий, разворот с выходом в суводь для зачаливания, траверс струи и т.п.). Был проведен инструктаж по действиям в аварийных ситуациях.

Очень скоро по ходу движения обнаружилось, что уровень воды в реке низкий. Это обычно для данного периода. Недостаток воды сделал шиверу, расположенную после автомобильного моста на входе в небольшое озеро Еккилялампи (препятствие №2), мало пригодной для прохождения – в русле масса камней, струя мелкая сильно изломанная. Вдоль правого берега до самого озера протянулся длинный островок. Между ним и берегом, узкий быстроток с достаточной глубиной и шириной для прохождения байдарок. Воспользовавшись этой протокой, все экипажи поочередно преодолели участок.

При выходе из озера очередное препятствие №3 – порог Куст 1 к.с. Над порогом ЛЭП, проходящая невысоко над водой. Мелко, из-за чего резвая центральная струя, пригодная для прохождения, мечется среди нагромождения камней и требует сложного маневрирования. Байдарки провели в проводку вдоль правого берега узкой мелководной протокой, попутно разобрав завал из веток, срубленных строителями при расчистке просеки для ЛЭП.

Фото 10 – Препятствие №2. Проток. Фото 11 – Порог Куст

Препятствия №4, через 1,5 км после ЛЭП и №5, еще через 3,5 км – простые шиверы с четко видимой струей. Они были пройдены без осмотра. Первой проходила байдарка «Форель 1», останавливаясь после прохождения для подачи сигналов и страховки. Затем проходили остальные экипажи. В дальнейшем большинство препятствий, проходимых без осмотра, преодолевались таким способом.

Приблизительно через 1 км порог Грива 3 к.с. (препятствие №6), длина около 100 м. Осмотр удобен с правого берега. Сложность этого порога определяется бочкой, расположенной на выходе в повороте реки, что затрудняет возможность распознать препятствие с воды. Бочка перегораживает практически всю ширину потока, справа мелко сидящая плита коренной породы. Проход возможен только через эту бочку или вплотную к камням вдоль левого берега. Верхнюю часть порога, перед бочкой, проходили поочередно, с подачей сигналов и организацией страховки с берега. Причалив в улове, следуя предписаниям МКК, ключевой участок не проходили. Байдарки провели по воде мимо бочки между камнями у правого берега.

Фото 12 – Порог Грива 3 к.с. В первой ступени экипаж «Таймени» В. Ларионов и Т. Именалинов Фото 13 – Бочка на пороге Грива Проводка судов

Через 3 км начинается препятствие №7 – Суоекский каскад (порог Рыжий). Он имеет три ступени. Вдоль левого берега расположена деревня Суоеки. Первая ступень, длиной около 100 м, с четкой, плавно поворачивающей вправо струей. Проход без осмотра. Вторая ступень 2 к.с. около 250 м. Начинается перед автомобильным мостом. Осмотр удобен с моста и с правого берега. Под мостом проход по центру. На выходе из-под моста небольшая бочка с валами после нее, затем лавирование среди обливных камней с уходом по струе к правому берегу. Чалка к правому берегу в суводь через 100 м после моста. Далее проводка судов – очень мелко, струя теряется. Ступень прошли поочередно, выставляя сигнальщика. После непротяженного плесового участка не сложная третья ступень, длинной около 50 м. Проходим без осмотра, друг за другом. Страховка с воды. После порога, слева приток Шуи – река Тарасйоки, которая, перед впадением в Шую, разбивается на два рукава.

Фото 14 – Суоекский каскад, вторая ступень Экипаж «Вьюна» А. Чугунков и И. Дьяков

Через 1 км после впадения Тарасйоки перпятствие №8 – порог Медвежий 2 к.с. около 150 метров длиной. Просмотр с левого берега. Поперек русла, почти на всю ширину, расположены плиты коренной породы. Слив с этих плит образует бочку. Безопасный проход возможен по пологой части слива ближе к правому берегу. Далее в струе формируются невысокие валы. Группа прошла порог поочередно, сигналы и страховка с левого берега. «Форель 2», входя в порог, ушла близко к правому берегу и попала в узкую тупиковую протоку, отгороженную от основной струи скальной грядой. Однако, не растерявшись, экипаж выполнил точный маневр и, миновав слив, через прогал в гряде благополучно вышел на основную струю и благополучно преодолел порог.

Фото 15 – Порог Медвежий 2 к.с. Экипаж «Форели» 1 Р. Суляев и Е. Козлова

В 20:30 встали на ночевку на оборудованной стоянке на левом берегу у порога. Пройдено 12,3 км.

День 4

С утра пасмурная ветреная погода. Начали движение в 11:00.

Через 5 км шивера Древний мост (преп. №9), образованная остатками моста от которого сохранились основания деревянных опор, заполненных камнями. Длина около 20 м. Проход между опорами по струе, сразу за препятствием плес. Осмотр не требуется. Проходили поочередно. При прохождении потребовалась страховка, которую осуществляли с воды. «Форель 2» села на подводный камень и капитан, для снятия байдарки с мели покинул судно. Обратно забраться в байдарку ему не удалось, и он был вынужден сплавиться по порогу, держась за байдарку, в которой все это время оставался матрос. Ниже порога подошла страхующая байдарка, и с помощью второго экипажа, капитан «Форели 2» вернулся на свое место без выхода на берег.

Через 1,5 км подошли к порогу Луки 1 к.с. (преп. №10). Порог имеет протяженность около 500 м и разбивается каменистым островом на два рукава. При низком уровне воды, как в нашем случае, проход по левому рукаву. Осмотр с берега осложнен, да и не требуется. Проход по струе с небольшими валами, которая плавно поворачивает вправо и легко читается с воды. Порог проходили друг за другом с взаимной страховкой с воды.

Через 2 км препятствие №11 – порог Олененок 1 к.с. Осмотр не требуется. Прямая струя с небольшими валами. Проходим тем же способом, что и предыдущий порог.

После Олененка длинный плес без течения. Через 9 км плеса река впадает в озеро Шуясалма, образованное слиянием рек Шуя и Няльма. Войдя в озеро необходимо двигаться вдоль правого берега. Шуя вытекает из озера почти сразу. Еще через 3-4 км начинается каскад шивер длиной около 1,5 км (преп. №12). Шиверы простые и не требуют просмотра. Двигались по каскаду друг за другом, осуществляя взаимную страховку с воды.

На выходе из заключительного каскада нас встретила гряда обливных камней. «Форель 1» остановилась, сев на один из камней. При выполнении обходного маневра, «Таймень», следующую за «Форелью» на малом расстоянии, навалило на камни в пяти метрах выше по течению. Струей к камням оказалась прижата центарльная часть «Таймени» и ее корма, которую к тому же заклинило. Капитан «Форели 1» незамедлительно подоспел на помощь терпящему бедствие экипажу. Удерживая носовую часть байдарки в струе, чтобы избежать наматывания лодки, дождались остальных членов группы. Совместными усилиями удалось освободить судно и отбуксировать к левому берегу.

Фото 16 – Спасение байдарки Фото 17 – Ремонт кильсона

В результате происшествия у «Таймени», кроме повреждений обшивки, был утоплен транец, фиксирующий фальшборты в кормовой части, поломалось пара замковых стрингеров и переломился поперек передний кильсон. В 17:22 приступили к ремонту. К этому времени погода переменилась – выглянуло солнце, стало припекать, что было кстати. Особенно после прохладной, пасмурной и ветреной погоды, преследовавшей нас все время. Шкуру подклеили, один из стрингеров заменили запасным, другой оперативно починили. С кильсоном пришлось повозиться, но и его восстановили – срастили разломанные части друг с другом вставками из ели, выструганными по форме продольных труб кильсона. Байдарку собрали. Путешествие можно продолжать!

Ремонт потребовал значительных затрат сил и времени. Пока часть группы занималась восстановлением байдарки, другие отправились разведать место для стоянки. В итоге выбрали место для ночевки на оборудованной стоянке в сосновом бору на противоположном высоком берегу разлива, которым заканчивался каскад шивер. В этот день было пройдено 24 км.

День 5

Снова с утра и весь день холодный северный ветер, пасмурно, к счастью без дождя. Ветер стих только к вечеру.

Стартовали в 11:00 и, пройдя 1 км, подошли к порогу Ступенька (преп. №13). Это простой порог с несильной струей, бегущей между низкими каменистыми берегами. В струе небольшие валы. Препятствие проходим без осмотра сходу, двигаясь друг за другом для взаимной страховки.

Через 2 км подошли к мостам, автомобильному и железнодорожному, расположенному в 400 м ниже по течению. Их называют Хаутаваарские мосты. Неподалеку располагается одноименная деревня и железнодорожная станция (около 4-5 км вглубь левого берега). Здесь одна из отправных точек для многих туристических групп, в том числе и коммерческих.

Приблизительно через 4 км препятствие №14 I – первый Хаут-перекат (в иных лоциях этот порог называют Цапфовский) 1 к.с, длинна около 80 м. Ориентиром служит остров, расположенный в пороге. Проходим без осмотра правой протокой – она более полноводная. Подводные и надводные камни легко обходятся. После поворота русла, над рекой ЛЭП. В лоциях указывают на опасность касания проводов веслом из-за низкого расположения над водой, но мы обнаружили, что высота достаточно большая и описанная опасность полностью отсутствует. Возможно ЛЭП была установлена на высокие опоры уже после того, как были написаны лоции, которыми мы пользовались.

Второй Хаут-перекат, еще через 2 км, тоже не сложный, категория первая (преп. №14 II), расположен среди скалистых живописных берегов и выходит в небольшой разлив, куда впадает правый приток Шуи – Пюхяйоки. Длина переката 50 м. Проходим по чистой струе под левым берегом без осмотра.

Через 3 км порог Сизовский 3 к.с (преп. №15). Легко обнаруживается, располагается за правым поворотом. Еще до поворота хорошо слышен шум воды. Осмотр выполняли с правого берега, что удобнее, но возможен осмотр и с левого. Длина порога около 150 м. Вход в порог начинается с плиты, перегораживающей русло, за плитой образуется слив, высотой около метра, затем, в левой части струи, бочка, а правый край слива заканчивается косым валом. Еще правее русло загромождено камнями. При низком уровне воды проход возможен только через слив. За бочкой следуют валы, и река поворачивает влево с прижимом к скалам правого берега. Перед самым порогом, по правому берегу, есть бухта со спокойной водой. В ней удобно чалиться. Из этой бухты мы совершили обнос входной части порога (не более 40 м) и продолжили движение по оставшейся части порога, стартовав из суводи ниже слива с бочкой.

Фото 18 – Порог Сизовский 3 к.с. Фото 19 – Бухта перед порогом. Обнос

Пройдя 2,5 км, подошли к порогу Собачий (Островной) 2 к.с. (преп. №16). Очень живописное место. Порог находится в правой протоке возле высокого скалистого острова. В нем струя разбивается на два рукава массивной скалой. Слева от острова нагромождение камней, дно обнажено. Протяженность порога около 40 м. Осматривать, сигналить и страховать удобно с острова. Препятствие проходится по струе, проходящей ближе к острову. В струе два слива, идущие каскадом один за другим с интервалом 20 м. Воды в пороге много и подводные камни находятся глубоко, проход над ними безопасен. Далее располагается небольшая локальная бочка с пенным валом, мимо которой можно пройти по валам справа.

Порог проходили по очереди. Выставили сигнальщика на высокой скале на берегу острова и ниже по течению организовали страховку с берега (тоже на острове).

В 16:00 встали лагерем на ночевку на левом берегу в разливе сразу за порогом на оборудованной стоянке под защитой острова, отказавшись от идеи занять стоянку на острове из-за сильного холодного ветра, продувающего остров насквозь. В этот день прошли 16 км.

Фото 20 – Порог Собачий 2 к.с. Экипаж «Таймени» В. Леонов и Т. Именалинов
  Фото 21 – На стоянке

День 6

Сегодня по-настоящему летний день. Как же нам этого не хватало! Ясная солнечная погода, легкий северный ветерок сбивает жару, очень тепло. Ходовой день оказался длинным и насыщенным.

Отправились в 10:30. До Игнойльской ГЭС (преп. №17) прошли 12 км плесом со стоячей водой. На месте ГЭС когда-то был мощный порог-падун Дюгу. Непосредственно перед плотиной протянута ЛЭП, провода которой низко нависают над водой. А сразу после ЛЭП, за левым поворотом, низкий деревянный мост. Справа к быкам моста прижат завал из бревен, в других пролетах тоже кое где есть топляк. Проходим под центральным пролетом. Через 100 м Игнойльская плотина. Чалка к правому берегу в 30 м от плотины возле деревянной бани. Обнос по дороге, со спуском к выходной шивере по широкой вытоптанной тропе, 150 м. При низком уровне воды, как это было в нашем случае, за плотиной нагромождение скал и узкие протоки между ними так же забитые подводными камнями, но течение слабое. При более высоком уровне воды здесь, вероятно, образуется порожистый участок со струей, что может затруднить выход на воду в данном месте.

Фото 22 – За левым поворотом Игнойлинка Фото 23 – Ниже плотины. А где же вода?
Фото 24 – Точка выхода для обноса Вид с плотины Фото 25 – Игнойлинская ГЭС

Сразу же после плотины река делает крутой правый разворот и после 2 км плесового участка начинается порог Кенякоски 3-4 к.с. (преп. №18), протяженностью около 700 м. Осмотр по левому берегу. Порог начинается длиной (около 500 м) мелководной шиверой, в русле большое количество островерхих камней с ребрами, ориентированными в направлении течения. Большая вероятность сесть на мель и повредить обшивку. Река расширяется до 80 м и, после плавного правого поворота, на всю ширину русла располагается двухметровый слив, образованный плитами коренной породы на 20-ти метровом участке. Струя проходит по нему каскадом, состоящим из двух ступеней. Далее река сужается и выходной участок (около 100 м) представляет собой шиверу с прямой струей и валами, которая проходит в скальном каньоне с высокими крутыми берегами. Чалка и выход на берег затруднены. Эта шивера вплотную подходит к следующему препятствию (№19) – порогу Валойне 2 к.с., который осматривается вместе с Кенякоски с левого берега. Порог короткий – около 50 м. В пороге мелко, вход по центру русла, с уходом вплотную к скалам у левого берега от мелкосидящей в воде гряды камней. Порог заканчивается небольшим разливом.

Входную шиверу Кенякоски прошли вдоль левого берега. Частично сплав, местами проводка. Чалка к левому берегу в суводи. До слива около 10 метров. Обнос ключевого участка около 50 м. Выход на берег затруднен – невысокий, но крутой подъем, густо заросшая березняком береговая полоса. Байдарки спустили по пологому скальному выходу в зоне падуна к небольшой суводи.

Третью ступень Кенякоски прошли совместно с Валойне. В ключевом участке этого отрезка – на пороге Валойне, выставили сигнальщиков и страховку. Проходили по очереди.

Фото 26 – Порог Кенякоски 3-4 к.с. Ключевой участок
Фото 27 – Входная шивера Кенякоски Фото 28 – Обнос на Кенякоски
Фото 29 – Порог Валойне 2 к.с. Фото 30 – Прохождение Валойне

Через 1 км после Валойне следующее препятствие №20 I – порог Сарикоски-1. Это простой порожек с прямой струей и небольшими валами, который начинается на левом повороте за ЛЭП, протянутой над рекой. Его прошли сходу без осмотра.

Преодолев небольшой разлив, протяженностью около 600 м, подошли к порогу Сарикоски-2. Это препятствие №20 II имеет категорию сложности 2 (в случае низкого уровня воды). Начинается слева от острова на выходе из разлива. Справа от островка узкая мелководная протока. Осмотр удобнее делать с левого берега, куда мы перебрались после изучения порога, сначала высадившись на правом берегу. Протяженность порога около 100 м.

На островной стоянке расположилась коммерческая группа, инструктор которой, заинтересовавшись нашей группой, предложил свой вариант прохождения порога. Впрочем этот вариант оказался единственным. В пороге, поперек всего русла, два слива около 0,5 м, расположенные друг за другом с небольшими бочками на выходе. Заход по центральной части. Затем струя упирается в гряду камней и, поворачивая вдоль этой гряды почти на 90°, уходит под левый берег. За порогом очередной разлив.

Прошли порог поочередно, выставив на левом берегу сигнальщика и страховку.

Двумя километрами ниже по течению порог Кумио (препятствие №21) его еще называют Кривой или Длинный. Порог имеет категорию сложности 3, но при низком уровне воды, когда скорость течения не так высока, категория сложности понижается до второй. Так было в нашем случае. По этой причине группа, вместо обноса, сплавилась через порог. Длинна порога 300-400 м. Он начинается после правого поворота реки. В этом месте берега образуются массивными и очень живописными скальными выходами. Осмотр порога возможен с любого берега, но удобнее правый. Первая ступень с широким входом имеет быструю струю с валами, плавно поворачивающую влево и сужающуюся между каменными лбами. Траектория движения на этом участке простая. Перед входом во вторую ступень имеется удобная для причаливания бухта по правому берегу. Вторая ступень начинается с узкого прямого быстротока с валами сразу после небольшого пологого слива. Далее река продолжает левый поворот, и струя прижимается к отвесному скальному выходу правого берега. Прижим, впрочем, не сильный. Этот участок не представляет сложности для прохождения. Затем струя выбрасывается в широкий разлив и протекает среди беспорядочно разбросанных в русле камней.

Прохождение порога разбили на два этапа. По два экипажа прошли первую ступень и зачалились в бухте у правого берега. Вторую ступень проходили по очереди, предварительно выставив сигнальщика и страховку на правом берегу в зоне прижима.

После порога, на левом берегу разлива, встали на стоянку в 21:00. Дистанция, пройденная в этот день, составила 20 км.

Фото 31 – Порог Сарикоски-2 Экипаж Вьюна А. Чугунков, И. Дъяков Фото 32 – Порог Кумио 2 к.с.
Фото 33 – Заход во вторую ступень Кумио Фото 34 – Прохождение второй ступени Кумио

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: