Памятка

«О порядке осмотра мест ДТП без пострадавших»

В соответствии с последней редакцией, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, действующей с 1 июня 2015 г. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортных происшествиях в случаях определенными требованиями п.п. 2.6., 2.6.1. участники дорожно-транспортного происшествия обязаны или могут, соответственно, зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию.

При выполнении фиксации обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия его участникам необходимо принимать меры по обеспечению безопасности и защите себя, чтобы не стать участником нового дорожно-транспортного происшествия. При перемещениях на осматриваемых участках проезжих частей участники дорожно-транспортного происшествия должны знать, что на них распространяются требования раздела 4 Правил дорожного движения «Обязанности пешеходов».

Одним из способов фиксации обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия является составление схемы. Схемы мест дорожно-транспортных происшествий (ДТП) выполняются по определенным правилам. Фиксация и привязка на схемах, обнаруженных и относящиеся к происшествию объектов должна быть выполнена таким образом, чтобы в последующем, при необходимости, возможно было с достаточной точностью – до 0.1 м воспроизвести (восстановить) их расположение на месте происшествия или при составлении на бумаге масштабной схемы места ДТП. Все фиксируемые на схеме места ДТП объекты фиксируются с обязательной привязкой к неподвижному объекту двумя координатами: по длине и по ширине дороги. В качестве ориентиров (точек нулевого отсчета) необходимо выбрать какой либо неподвижный объект (столб электроопоры, километровый знак, светофор и т.д., границу проезжей части дороги).

Последовательность фиксации определяется устойчивостью сле­дов. Предпочтителен следующий порядок работы:

- выявление и фиксация следов, характеризующих расположение транспорт­ных средств (ТС) в момент дорожно-транспортного происшествия (следов движения их колес (торможения, заноса), осколков рассеивателей, частиц лакокрасочных покрытий, следов горючесмазочных материалов, других нес­тойких следов);

- определение и фиксирование данных о дорожных условиях и обстанов­ке;

- осмотр транспортных средств.

СЛЕДЫ НА ДОРОГЕ

Следы колес транспортных средств. Следует зафиксировать длину, ширину и конфигурацию следа, а также его характер (качение, торможе­ние, боковое скольжение) и, по возможности, его принадлеж­ность конкретному ТС.

Если след прямолинейный, фиксируют его расположение по отношению к принятой базовой линии (к краю дороги, осевой линии дорожной разметки и др.) в начале и конце следа.

Если след криволинейный (сложной конфигурации), то при нанесении его на схему следует поступить следующим образом:

- базовая линия от начала (конца) следа разбивается на отрезки одинаковой длины, например, равные 1 м (при разбивке базовой линии на отрезки меньшей длины точность нанесения следа будет большей). Длина отрезков должна быть указана. При равной длине всех отрезков достаточно указать длину первого;

отрезки обозначают цифрами и измеряют расстояния от концов отрезков до следа.

Для фиксации дугообразного следа можно применять способ секущих хорд: дугообразный след последовательно делится на несколько сегментов с помощью хорды S; из середины каждой хорды к дуге восстанавливается перпендикуляр, линейные размеры S и h отмечаются на схеме.

Часто след, оставленный ТС, проходит по участкам дороги с различным покрытием (например, торможение начинается на проезжей части, затем ТС в заторможенном состоянии пересекает разделительный газон и останавливается на обочине). В таких случаях необходимо измерить длину следа в пределах каждого участка.

При фиксации местоположения транспортных средств на проезжей час­ти, как и других объектов относящихся к ДТП, необходимо определять их координаты, как по ширине, так и по длине проезжей части, причем для "привязки" выбирается не менее двух базовых точек автомобиля, определяемых двумя размерами; при наличии прицепа его рас­положение фиксируется таким же образом. Целесообразно за базовую точку на автомобиле принимать точку наружного края беговой дорожки протекто­ра под осью колеса.

Положение транспортных средств на дороге. Достаточно зафиксировать расположение осей передних и задних колес ТС, расположенных с одной стороны (т.е. правых либо левых колес), и указать модель ТС (тягача, прицепа).

ЛЭП

                   
   
 
 
 
 
 
   
 
   
 
   
 
   


Потеки жидкостей и осыпи различных материалов и веществ, которые образуются в результате ДТП, в совокупности с другими следами являются ценным источником информации, характеризующим процесс развития ДТП в определенной его стадии.

Перед нанесением границ расположения осыпей на схему, например осыпей стекол, следует по возможности определить принадлежность осыпавшихся стекол конкретному ТС. Если окажется, что в общих границах осыпей располагаются осколки ветрового стекла одного из ТС и стекла фар другого ТС, то границы их следует обозначить отдельно. Перед началом измерений следует обозначить границы осыпи и мест наибольшей концентрации (ядро осыпи).

Пример нанесения на схему границ осыпей осколков ветрового стекла и осколков фарных рассеивателей: 1-осыпь фарных стекол; 2-ядро осыпи фарных стекол; 3-осыпь ветрового стекла; 4-ядро осыпи ветрового стекла

Аналогично фиксируются осыпи почвенных наслоений и потеки жидкостей.

ПАРАМЕТРЫ ДОРОГИ

К параметрам дороги, которые должны быть зафиксированы на схеме дорожно-транспортного происшествия, относятся:

ширина проезжей части и обочин;

характеристика поверхности проезжей части;

дефекты дороги;

дорожная разметка;

дислокация дорожных знаков, светофорных объектов;

дорожные сооружения;

придорожная полоса (кюветы, откосы и пр.).

Ширина проезжей части. Измерение ширины проезжей части в пределах, например, города или населенного пункта, в большинстве случаев не вызывает затруднений, поскольку она ограничена четкими линиями бордюров.

При отсутствии бордюров либо в зимних условиях, когда бордюры и прилегающая к ним проезжая часть находятся под снегом, за ширину проезжей части принимается ее часть, не покрытая снегом. Если снег по краям открытой проезжей части укатан ТС, то данные участки включаются в ее ширину.

а-проезжая часть, не покрытая снегом; б-полоса укатанного снега слева; в-полоса укатанного снега справа; г-ширина проезжей части

Если проезжая часть полностью покрыта снегом, то за ее ширину принимается та часть, где снег укатан колесами ТС.

При наличии колеи, образовавшейся в результате движения ТС, следует указать ее ширину и глубину, а также расположение по ширине дороги.

А,Б-обочины; ВГ-левая и правая полосы движения; Д-межполосное пространство; И,Л,М,Н-колея; Е,Ж-межколейное пространство; К-глубина колеи

Пример составления схемы ДТП

ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В большинстве случаев осмотр ТС проводится после осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Повреждения на транспортных средствах, возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия могут быть занесены на обратную сторону схемы места ДТП.

Фиксация обстановки на месте ДТП техническими средствами фотосъемкой или видеосъемкой выполняются по правилам криминалистической судебной масштабной фотосъемки.

Фиксация следов на дороге:

1. Использовать при съемке мерный объект или любой иной предмет с известным размером.

2. Фиксировать параметры участка дороги, на котором произош­ло ДТП, а при наличии повреждений на проезжей части или предметов на ней проводить их отдельную фотосъемку относительно элементов дороги.

3. Делать фотографии мест расположений ТС, а также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения ТС на конечном этапе.

4. Фиксировать начало и окончание следов колес или частей ТС, их конфигурацию, в том числе места изломов или сдвига (при их наличии).

5. Фиксировать расположение осыпи(ей) грязи на проезжей части, которое необходимо для установления места столкновения автомобилей.

При фото-видеосъемке ТС необходимо соблюдать следующие правила:

1. Фиксировать общий вид автомобиля (т.е. виды автомобиля со всех сторон); при этом фотографии должны быть сделаны так, чтобы было понятно расположение зон(ы) повреждений.

2. Фиксировать расположение зон повреждений автомобиля относительно опорной поверхности (поверхности покрытия дороги).

3. Сделать снимки повреждений в этих зонах и определить их характер и направление образования.

Во время производства фото- или видеосъемки места ДТП фиксируемые поверхности не должны быть скрыты ТС и людьми, не участвовавшими в нем. Оптическая ось объектива фото- видеокамеры должна быть расположена нормально (перпендикулярно) к фиксируемой поверхности ТС.

В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для подсветки может быть использовано освещение автомобиля, не участвовавшего в ДТП, при этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.

ГУ МВД России

по Челябинской области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: