Для того чтобы определить, какие ключевые показатели деятельности следует использовать менеджменту, необходимо:
· выделить группы показателей и распределить ответственность менеджеров разных уровней управления за каждую из групп;
· составить максимально детальный список показателей, используемых менеджментом;
· выбрать показатели, которые в наибольшей степени характеризуют достижение стратегических целей;
· формализовать алгоритмы расчета каждого из ключевых показателей деятельности.
Выделение групп показателей
Если компания использует классический подход к разработке системы ключевых показателей деятельности, то будут выделены такие группы показателей, как:
· рентабельность;
· ликвидность;
· оборачиваемость;
· финансовая устойчивость.
При этом ответственность за каждую из групп будет распределена между руководителями всех уровней управления. Например, за рентабельность бизнеса в целом будет нести ответственность генеральный директор, в то время как управление рентабельностью отдельных видов продукции должно быть передано руководителям подразделений.
|
|
При использовании модели показателей деятельности, в которую входят как финансовые, так и нефинансовые KPI, можно рекомендовать выделить следующие группы ключевых показателей деятельности:
· финансово-экономические показатели для бизнеса в целом;
· удовлетворенность клиентов;
· основные и вспомогательные бизнес-процессы;
· эффективность персонала.
После выделения основных групп показателей необходимо определить, кто будет отвечать за их выполнение. Пример распределения ответственности за выделенные группы показателей приведен в табл. 1.
Таб.1. Группы показателей и распределение ответственности
Группы ключевых показателей | Ответственность |
Показатели удовлетворенности акционеров, клиентов; показатели удовлетворенности и эффективности персонала. | Генеральный директор |
Основные бизнес - процессы: управление закупками, хранением и перемещением, реализацией. Обеспечивающие бизнес-процессы: управление маркетингом, персоналом, финансами, IT, инфраструктурой. | Директора функциональных департаментов |
Центры ответственности: управление закупками, хранением и перемещением, реализацией, персоналом, финансами, IT, инфраструктурой. | Руководители центров ответственности |