Влияние социально-экономических предпосылок на развитие культуры России конца 19 века

Конец XIX - начало XX в. - время ощутимых количественных и качественных перемен в российской экономике. Высокими темпами росла отечественная промышленность. Ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политика форсированной индустриализации страны.

Между социально-экономическим базисом и политико-культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Часто предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию.

Изменения в социально-экономическом строе страны, происшедшие во второй половине 19 века оказали заметное влияние на развитие культуры народа. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность в образованных технических кадрах, в специалистах самых различных профилей, которую уже не могли удовлетворить выходцы из дворянской интеллигенции. Если последняя раньше играла ведущую роль во всех областях культурной жизни страны, то уже с конца 50 - начала 60-х годов в нее все больше включается разночинная интеллигенция.

Получив образование, разночинцы пополняли ряды интеллигенции в области науки и техники, литературы и искусства. Лучшие представители интеллигенции, отражая в своем творчестве освободительные идеи, способствовали развитию демократического направления в культуре.

В пореформенный период произошли заметные изменения в культуре и быте городского и сельского населения. Особенно ощутимы они были в городах. Представляя собой центры развития промышленности и торговли, революционного движения, большие города одновременно являлись очагами культурной жизни. В них сосредотачивались высшие учебные заведения, научные учреждения, редакции журналов и газет, театры, музеи, библиотеки, созывались съезды ученых, действовали научные общества.

После реформы 1861г. выросла сеть городских начальных школ, усилилось стремление городского пролетариата к образованию и культуре. Большое влияние оказывала на культурное развитие усиливавшаяся революционная борьба. Уже в 70-е годы наряду с революционной пропагандой народники проводили с рабочими общеобразовательные занятия. Значительные изменения происходят в деревне. Капитализм ликвидировал неподвижность сельского населения, вызвал прилив его в города. Крестьяне, прибывшие на заработки в город, под влиянием общения с рабочими приобретали новые знания, культурные навыки. Среди крестьян росло понимание необходимости грамотности, росло число желающих учиться, интерес к книге. Но тяжелое экономическое положение народных масс зачастую становилось преградой на пути к просвещению. Постепенно меняется быт крестьянства, его семейный уклад. Благодаря привлечению к наемному труду женщин рушились патриархальные отношения в семье, возрастала роль женщины. [1]

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной - капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Прогрессирующий капитализм создал необходимость в высоком уровне образования людей, необходимости тотальной грамотности населения, политика самодержавия вызвала к жизни многочисленное движение разночинцев, которые вместе с просвещением приносили революционные идеи в народные массы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: