Обзор использованных источников

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Исторический факультет

Протопоп Аввакум как выразитель идей старообрядчества

Доклад по истории России

Студентки 1 курса д/о,

Гр.1052 Ахрамович Н.В.

Руководитель семинара:

к.и.н., доц. Вдовина Л.Н.

Москва, 2013

Содержание

Введение. Постановка проблемы……………………………..…………………………..…...3

Обзор использованных источников………………………..……………………………..…...3

Историографический обзор…………………………………..…………………………..….....7

Глава I. Общая обстановка эпохи……...…………………….………………………....….….15

Глава II. Понятие традиции в учении старообрядчества……….......……………..…..….…16

Глава III. Политический строй, социальная иерархия и равенство......................................19

Глава IV. Образ Аввакума в его сочинениях...........................................................................24

Заключение…………………………………………………………..………………………….26

Список использованной литературы и источников...………..………………………......…..28

Введение. Постановка проблемы

Тема «Протопоп Аввакум как идеолог старообрядчества» крайне многогранна и сложна. В своей работе я ставлю следующую цель: понять было ли учение протопопа само по себе антиправительственного характера, а, следовательно, было исключительно полемическим на тему церковной обрядности, или же оно было направлено на защиту старины, на проведение высших идеалов в жизнь простого русского народа.

Движение старообрядчества в русской истории всегда изображалось исключительно как противостояние сторонников старого и нового обряда, но на самом деле в его основе лежало гораздо большее. Можно даже сказать и актуальное для наших дней: полемический вопрос об историческом пути России – есть ли у нее свой особый путь развития или же ей следует идти за Западом.

Находить ответы на поставленную проблему предполагается через анализ сочинений протопопа Аввакума, которые выступают как самые основные источники в данной работе.

Также для решения поставленной цели необходимо решить несколько задач, а именно: выяснить, какое место уделялось традиции в учении протопопа; каково было отношение Аввакума к царской власти, к социальному устройству; понять, какое место уделял себе Аввакум в своем же учении.

При этом следует заметить, что рассмотрение задач о понятиях традиции и равенства в сочинениях, нельзя так просто отделить друг от друга, вследствие их тесной связанности, и поэтому в главах, посвященных этому, одно и то же положение может рассматриваться неоднократно.

Хронологически исследование затрагивает годы активной борьбы сторонников новых обрядов со старообрядцами, а именно 1650-60-е.

Обзор использованных источников

Протопоп Аввакум Петрович (1620 или 1621 – 1682) был сельским священником из села Лопатицы Нижегородского уезда. Обладал незаурядными ораторскими и литературными способностями. В 1647 состоял в кружке ревнителей благочестия, близкого к царю Алексею Михайловичу. «Алексей Михайлович любил Аввакума как человека <…> чтил в нем строгого ревнителя и подвижника благочестия, высоко ценил его нравственную стойкость, но не разделял его мнений по поводу церковной реформы и был твердо убежден в их несправедливости»[1]. Поэтому, из-за протестов против реформы Никона Аввакум в 1653 году отбывает ссылку в Сибири. В 1662 году после падения Никона Аввакум возвращается в Москву, где он продолжает свою пропаганду против новых обычаев. В 1666 на церковном суде протопопу предложили отказаться от своих идей, но он был непреклонен. В 1667 году протопоп был отправлен в Пустозерскую ссылку. В 1682 году Аввакум и его ближайшие соратники по царскому указу были сожжены в срубе.

За всю свою жизнь Аввакум написал около 50 сочинений различного характера (беседы, поучения, богословские сочинения, толкования библейских книг).

Сочинения протопопа Аввакума считаются основными источниками старообрядческих идей, одновременно раскрывая нам жизненные принципы и идеалы лидера.

Источниками для изучения данной проблемы послужили следующие сочинения протопопа Аввакума:

· «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

· Сочинения из «Книги Бесед»

· Отрывки из «Книги толкований»

· Челобитная царю Федору Алексеевичу

· Челобитные к Алексею Михайловичу

· Письмо Маремьяне Федоровне

· Послание «горемыкам миленьким»

· «Письма и послания боярыне Ф.П.Морозовой»

Это письменные источники, носящие автобиографический («Житие») и яркий публицистический характер.

Главное сочинение – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Оно было долгое время известно в трех редакциях: А, Б и В, две из которых дошли в автографах (один найден В. Г. Дружининым, другой – И. Н. Заволоко). Существует также найденный В.И. Малышевым Прянишковский список. При написании доклада я руководствовалась текстом публикации «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения» под ред. Н. К. Гудзия. М., 1960.; в основном редакции А. «Житие» было написано протопопом во время пребывания в Пустозерской ссылке. В обстановке борьбы с «никонианами» за идеалы старой веры и обрядности, которые первоначально пропагандировались представителями кружка ревнителей благочестия «Аввакум ощущал себя последним хранителем заветов кружка 40-х – начала 50-х гг.»[2]. В своем сочинении Аввакум стремился передать последующим поколениям всю свою мудрость и жизненный опыт, а главное – идеалы и принципы жизни истинного христианина и старообрядца. Свое «Житие» Аввакум хотел сделать источником истины в обстановке лжи и несправедливости, насаждаемых никонианами. «Вот тебе, чадо мое возлюбленное, Алексей… книга живота вечнаго»[3]. «Вот вам, питомникам церковным, предлагаю житие свое от юности и до лет пятьдесят пяти годов»[4].

В «Житии» последовательно освещаются скитания Аввакума, что отражено в названии каждой главы: «Первые испытания», «Ссылка в Сибирь», «Возвращение на Русь», «Московское бытие», «Пустозерская ссылка». «Житие» было закончено автором за 10 лет до казни. Сочинение написано ярким образным старославянским языком, что было сделано Аввакумом преднамеренно, отрицая новое, западное. А также «Аввакум-проповедник обращался к толпе на понятном ей языке»[5], он создавал «Житие для чтения»[6].

«Первая» челобитная к Алексею Михайловичу была написана весной 1664 года вскоре после возвращения из ссылки в Сибири. В ней Аввакум жалуется царю на жестокости воеводы, на тяжелое положение своей семьи, а также, упоминая случай в церкви с упавшим дискосом, Аввакум тем самым подчеркивает неправильность реформы Никона и таким образом призывает царя к остановке реформы и возвращению к старым порядкам.

«Пятая» челобитная к Алексею Михайловичу, написанная в 1669 году, была последней попыткой наладить отношения с царем, а также сама челобитная носит яркий публицистический характер и направлена на широкий круг читателей. Также она может быть истолкована как выражение сочувствия Аввакума овдовевшему царю: 3 марта 1669 г. умерла царица Мария Ильинична.

В послании Аввакум упрекает царя в разрешении проводить реформу церкви, в том, что Алексей Михайлович не дал «праведного суда со отступниками»[7]. Протопоп критикует самодержавие, проводя идею, что власть царская недолговечна, а вот небесная же вечная. В этой мысли, высказанной царю, он как бы ставит себя выше, что, конечно же, не сказалось положительно и положение протопопа не изменилось.

Другим источником по изучению проблемы была Челобитная царю Федору Алексеевичу, написанная в начале 1676 года, вскоре после вступления на престол Федора Алексеевича. «Челобитная» выражает надежды протопопа на изменение отношения нового царя к старообрядцам. Челобитная содержала критику Аввакума в адрес Алексея Михайловича: «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, слышал я от спаса; то ему за свою правду»[8] и была беспрецедентна по тону обращения к царю. Это была последняя просьба отчаявшегося и уставшего от многочисленных ссылок и испытаний протопопа. Но она так и не была услышана не только из-за тона обращения, но и потому, что новый царь симпатизировал западным традициям и был воспитан в западном духе.

Письмо Маремьяне Федоровне - письмо к одной из любимых «духовных дочерей» Аввакума. Основной мыслью, которая выделяется при прочтении, является призыв Аввакума к своим последователям продолжать борьбу до конца во имя Бога. А также Аввакум благодарит ее за помощь его жене и детям.

Послание «горемыкам миленьким» содержит в себе предписания Аввакума к своим духовным детям, перечень имен которых представлен в начале письма, о том, как относиться к новым обрядам и что делать в различных ситуациях, соприкасающихся с новыми обрядами, и к происходящему в старообрядческом мире (упоминание о самосожжениях раскольников). Послание опять же таки несет в себе идею неустанной борьбы против вводимых порядков.

Четвертая («Об иконном писании») и пятая («О внешней мудрости») беседы из книги «Бесед», написанные в период от 1673 до 1675 годов, содержат критику нововведений Никона, а также некоторые из положений движения раскольников.

Сочинения из «Книги толкований» представляют собой изложение псалмов Аввакумом, а также здесь представлено и его собственное сочинение, направленное к своим последователям, в котором помимо наставлений выражается собственное отношение протопопа к жизни («Что есть тайна христианская и как жити в вере Христове»). Вероятно, что «Книга» была написана в период с 1673 по 1676 годы. Озаглавлена она была так одним из первых ее публикаторов П.С.Смирновым в соответствии с ее содержанием.

Письма и послания боярыне Ф.П.Морозовой датируются 1669 и 1670 годами. Содержат благодарность Аввакума за материальную помощь боярыни его семье, а также советы протопопа относительно образа жизни боярыни. Аввакум сочувствует боярыне о смерти ее сына, укоряет ее, но и вместе с тем ласково поддерживает. В одном из писем к Ф.П.Морозовой ярко проводится мысль о равенстве людей.

Данные источники восстанавливают картину мировоззрения Аввакума, его отношение к царской власти, народной обстановке того времени, помогают установить основные идеи старообрядчества.

Из «Челобитной к царю Федору Алексеевичу» становится яcно, что Аввакум «человек, который не признает за царем права на исключительность».[9] Аввакум, несмотря на свое ухудшавшееся положение (постоянные ссылки, отсутствие поддержки при дворе) продолжает упорно продвигать свои идеи: критикует нововведения Никона; отрицательно относится к новым течениям в живописи, к науке; положительно отзывается о протестах в раскольничьей среде (самосожжение раскольников), ищет поддержки царя.

Наряду с тем, что открывает нам текст источников, остается неясной и неполной картина происходивших событий, что обусловлено наличием большого количества субъективности в сочинениях, неполным сохранением источников, наличием в них более поздних приписок, а также присутствие различных редакций источников, что усложняет путь установления хронологии происходившего (три редакции «Жития»).

Таким образом, источники позволяют восстановить картину жизни идеолога старообрядчества его же глазами и понять, возможно ли было полностью претворить в жизнь идеи, им пропагандируемые. Но источники крайне субъективны и содержат некоторые неточности, поэтому необходим их тщательный анализ и обращение к специальной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: