Особенности романтизма В.А.Жуковского. Лирика В.А.Жуковского

Жуковский – 1-ый рус. ром-к. В его тв-ве сформ-сь новая жанровая система, его излюбл. жанры: песня, элегия, баллада. Песня из жанра легкой поэзии превращ-ся в жанр искренней, исповед-ной лирики. В лирике ром-зма вообще развито песенное начало,что согласуется с филос-ми представлениями о музык-ом строении всего мироздания. Элегия – грустная песня, ром-ки видели мир несовершенным. В тв-ве Жук-го разв-мя медитативная элегия, в кот. весь комплекс филос. идей. В элегии «Невыразимое» (1819) говорится о невозможности выразить всё богатство и красоту вечной природы с помощью бедного, несовершенного человеческого языка. Природа полна великих тайн, доступных лишь глубокому чувству человека, живущего в единстве с породившим его бесконечным и загадочным миром. Вечное стремление несовершенного человека к этой величественной красоте нельзя с помощью одного бедного земного языка: Невыразимое подвластно ль выраженью?.. И лишь молчание понятно говорит.

В элегии «Море» (1822) Жук-й показ-ет пути познания мира: 1- опытный, 2- через созерцание, ром-ки выбирали второй путь – погружение в самого себя, внешне этот процесс пассивный, но внутренне – активный.

В балладах часто исп-ся исключит. ситуация (встреча с потусторонним, незаконная любовь), это дает возм-сть показать всю гамму чувств, часто противоречивых. Зачастую в балладах сталк-ся дневной (реальный) и ночной (ирреальный) миры.

Баллада «Людмила» переводная, им. подзаголовок «Бюргеровой «Леоноре», но для Жук-го оригинал стал лишь отправной точкой для создания своего произ-ия. Жук-й берет лишь сюжетную схему и разрабатывает ее в ином стиле, в ином эмоц-ом ключе. Он меняет хар-ры героев: страстная Леонора превращ-ся в грустную Людмилу, зловещий жених – в лирич. любовника. Всё это придает русский колорит, Жук. также включает разговорную лексику в речь героев. В балладе раскрывается романтич. двоемирие: сталкиваются мир любви, надежды, добра с миром зла, ч-з это столкновение Жук. показ-ет всю гамму чувств героини: тревожное ожидание, надежда, бунт, радостьЮ ужас, отчаяние. Балладу отличает глубокий психологизм. В балладе выявл-ся авторская установка: покорность, смирение яв-ся единств-ой защитой чел-ка перед судьбой; героиня наказана за бунт, это в своем роде авторское назидание.

Баллада «Светлана» (1813) погружает чит-ля в мир русской старины, это неслучайно т.к. для мировосприятия хар-но деление на бытие и инобытие. Гл. героиня разлучена со своим возлюбленным и страдает. Ей, как и Людмиле, предстоит испытание, кот-ое заключ-мя в столкновении с миром зла, кот-ый представлен в образах мертвеца, темного леса, вихрей, черных воронов. Но Светлана, в отличие от Людмилы, не бунтует, она покоряется судьбе, оттает себя во власть Бога, кот-ый за ее смирение посылает ей ангела-хранителя. Героиня пробуждается, и мир зла оказ-ся сном. Торжествует любовь и счастье, но авторская ирония ставит под сомнение земное счастье героини.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: