Состав ИС, структурная схема

Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

3 5.Функциональные компоненты ИС.
Под функциональными компонентами
понимается система функции управления – полный комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Функциональные компоненты состоят из функциональных задач, моделей и алгоритмов.
36.организационные компоненты
представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС.
37. Система обработки данных (СОД), функции СОД.

комплекс взаимоувязанных методов и средств сбора и обработки данных, необходимых дляорганизации управления объектами. С. о. д. основываются на применении ЭВМ и других современныхсредств информационной техники, поэтому их также называют автоматизированными системами обработкиданных (АСОД). Без ЭВМ построение С. о. д. возможно только на небольших объектах. Применение ЭВМозначает выполнение не отдельных информационно-вычислительных работ, а совокупности работ,связанных в единый комплекс и реализуемых на основе единого технологического процесса.
38. Основные режимы работы СОД.

Опыт создания и эксплуатации С. о. д. позволил определить основные принципы их построения иметоды разработки. Важнейшим из них является принцип интеграции. Он состоит в том, чтообрабатываемые первичные данные вводятся в С. о. д. один раз; решаемые в С. о. д. задачи взаимноувязываются т. о., чтобы первичные данные и данные, являющиеся результатом решения одних задач,использовались как исходные для возможно большего числа др. задач. Тем самым устраняетсядублирование операций сбора, подготовки и контроля данных и обеспечивается их комплексноеиспользование, что приводит к снижению удельных затрат на получение необходимой информации иповышению эффективности С. о. д.


39.Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя:

§ овокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации;

§ унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания;

§ массивы информации на соответствующих носителях;

§ персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Информационное обеспечение – важнейший элемент автоматизированных информационных систем – предназначено для отражения информации, циркулирующей в информационной системе. В информационное обеспечение ИС включаются системы показателей, классификаторы, системы кодирования информации, массивы информации в базах данных, хранящиеся на магнитных носителях, системы документации, а также персонал, обеспечивающий надежное хранение и своевременную обработку информации.

В ходе создания информационного обеспечения определяются состав показателей, необходимых для решения экономических задач, их информационные связи, объемно-временные характеристики.

Чтобы сделать информацию более удобной для восприятия и обработки, используют формализованное описание этой информации. Для систематизации информации используют самые разные классификаторы. При этом отбираются подходящие общегосударственные классификаторы (например, классификаторы продукции, классификаторы технико-экономических показателей, классификаторы структуры отраслей и т.д.) или разрабатываются новые классификаторы и коды.

Использование систем автоматизированной обработки экономической информации потребовало унификации и стандартизации документации. Для этого создаются различные формы ввода информации, проектируются формы первичных документов для последующей машинной обработки и формы вывода информации (в том числе таблично-текстовый материал, бюллетени, справочники и т.д.).

Внутримашинное информационное обеспечение проектируется на принципе интеграции в виде базы и банка данных, где все данные собраны в едином интегрированном хранилище, к которому обеспечен доступ разнообразных пользователей.

Более сложным становится информационное обеспечение в случае организации вычислительных сетей. В этом случае устанавливается состав и способы обмена информацией между различными уровнями обработки. Ведется создание и распределение информационного фонда между уровнями обработки и т.д.

Использование компьютеров при создании автоматизированных информационных систем меняет подход к проектированию информационного обеспечения. Появляются возможности хранения в компьютере календарей, справочников, больших объемов информации, форматирования информации в нужном виде, тиражирования информации и т.д.

40.Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят:

§ общесистемные и специальные программы;

§ инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения;

§ персонал, занимающийся разработкой и сопровождением ПО на весь период жизненного цикла ИС.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов.

41. Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИС. Центральное место среди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

42.Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС.

Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов.

Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

Можно выделить следующие базовые компоненты компьютерной информационной системы:

§ информация;

§ информационные технологии;

§ организационные единицы управления;

§ функциональные компоненты.

Каждый базовый элемент ИС является самостоятельной системой, имеет определенную структуру построения и цели функционирования.

Основной формой организации информации на машинных носителях является база данных (БД) под управлением системы управления базой данных (СУБД). Как правило, БД является интегрированным представлением данных многоцелевого использования, хранит данные, которые обеспечивают решение комплекса взаимосвязанных задач. СУБД предоставляют пользователю интерфейс для работы с БД.

Информационные технологии определяют способы, методы и средства сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и выдачи информации в ИС. Технологический процесс обработки информации ИС состоит из отдельных операций, реализуемых с использованием комплекса технических и программных средств, который постоянно расширяется.

Организационные единицы управления – это структурные подразделения, управленческий персонал (пользователи), выполняющие функции управления с использованием средств информационных технологий ИС. Организационная структура управления оказывает существенное влияние на выбор информационных технологий. Для реализации функций управления организационными единицами выполняется постановка задач, устанавливается состав входной и выходной информации, проектируются информационные технологии, разрабатывается пользовательский интерфейс. Управленческий персонал несет ответственность за ввод первичных данных в ИС, анализ и выбор альтернативных управленческих решений, выдачу управляющего воздействия на объект управления.

Внедрение ИС изменяет технологию управления, обеспечивает накопление информации для целей анализа и создания системы поддержки решений. ИС изменяют организационную структуру, состав функций управления и связанные с ними информационные потоки, форму представления и качественные характеристики информации (оперативность, достоверность, точность, полнота информации для управленческих решений).

Функциональные компоненты – модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации – составляют содержательную основу ИС. Функциональная структура ИС – совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции системы управления.


43.Лингвистическое обеспечение Лингвистическое программное обеспечение (англ. lingware = linguistic + software) — компьютерные программы и данные, обеспечивающие анализ, обработку, хранение и поиск аудиоданных, рисунков (OCR) и текстов на естественном языке.

44.Понятие проекта, отличительные признаки. Проект это одноразовая совокупность действий и задач, обладающая следующими отличительными признаками: Четкие цели которые должны быть достигнуты, с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;

Внутренние и внешние взаимосвязи задач, работ, операций и ресурсов, которые требуют четкой координации в процессе реализации проекта;

Определенные сроки начала и окончания проекта;

Ограниченные ресурсы;

Определенная степень уникальности цели проекта, условий осуществления;

Неизбежность различных конфликтов.

45.Классификация проектов. По масштабу проекты делятся на малые, средние, большие и сверхбольшие.

К малым относят проекты стоимостью до 10 млн. дол.;

средним - 10-50 млн. дол.;

большим - 50-100 млн. доп.;

сверхбольшие - свыше 100 млн. дол.

По сложности проекты делятся на:

- моно проекты;

- мультипроекты;

- мега проекты.

Моно проект - отдельный проект определенного вида и масштаба.

Мультипроект - комплексный проект, который складывается из нескольких моно проектов.

Мега проект – комплексный проект развития регионов, отраслей, в целом экономики.

По качеству: обычного качества и бездефектные.

По продолжительности:

- коротко срочные до 3 лет;

- среднесрочные 3-5 лет;

- долгосрочные > 5 лет.

По характеру и сфере деятельности выделяют также виды проектов:

- промышленные;

- проекты исследований и развития;

- организационные;

- экономические;

- социальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: