Диагностические параметры эксперимента

Участники быстро устанавливают сходство модели игры с деятельностью биржи, брокерских контор и т.п., но дальнейший анализ показывает, что в эксперименте моделируются наиболее общие схемы взаимодействия социальных групп - субъектов общественных, политических и экономических процессов.

Важное качество для осуществления эффективного социального действия - умение определять соотношение позитивных и негативных факторов ситуации как исходного условия ее возможного изменения. Социальная ситуация взаимодействия - это системное образование и она имеет два ведущих для своей характеристики фактора: особенности структуры коммуникационных связей и их ядро, обеспечивающее общую согласованность и целостность. "Аналитическая оперативность" участников должна вовремя вычислить наиболее опасное сочетание компонентов отношений и наметить пути их преодоления и профилактики.

В данном эксперименте ведущим параметром является соотношение и движение акций, как тенденция к изменению статусных "весов" групп-участниц. Стратегическое мышление сильных лидеров проявляется в первую очередь в организации получения информации о возможностях и намерениях конкурентов, исходя из которой определяется основная стратегия игры под данную ситуацию.

Стратегий может быть две: игра на выживание и игра на поглощение. Игра на выживание ведется группой в случае, если она опасается угрозы поглощения и в раундах стремится набирать только свои собственные акции. Длительная реализация этой стратегии приводит в конечном итоге к тому, что группа собирает почти все свои акции, обеспечивает себе относительную стабильность, но так же теряет шансы на поглощение других групп, а в очередных раундах ей приходится выставлять на обмен уже только свои акции, что снова может привести к ситуации риска быть поглощенной.

Игра на поглощение - это риск, поскольку одновременно обезопасить себя и набрать контрольный пакет акций другой группы - достаточно редкая возможность. Чаще всего она появляется тогда, когда остальные участники явно проявляют робость и нерешительность и даже потенциальная возможность поглощения "не обнаруживается" кем-то долгое время.

Более менее надежна стратегия ситуативного действия, при которой лидер, распределяя роли в команде, стремится держать под контролем все доступные существенные параметры происходящих событий. Основными центрами игры для команды определяются действия группы, которая представляет опасность (собирает ее акции), и группа, которая выбрана в качестве наиболее потенциальной жертвы. За остальными лидер может установить отстраненное наблюдение. Дополнительные резервы представляет возможность "теневых" переговоров в перерывах между раундами, когда можно согласовать совместные действия во временном альянсе с одним или несколькими конкурентами.
Предельная слабость в социально-ориентационных процессах - медленное осмысление особенностей данного типа взаимодействия. При этом особенность "осмысления" здесь проявляется в необходимости осуществлять _2понимание с одновременным оперативным научением. Речь идет о способности к прогнозированию будущих вариантов развития данной социальной модели взаимодействия и соответствующего изменения внутреннего плана действия. Гибкость, мобильность при переходе от построения внутреннего плана действия к его реализации во внешнем поведении обеспечивает реальный успех и снижает роль случайности. Типичное поведение "будущего победителя" - легкость в отказе от неэффективных действий и оперативность в выработке нового плана.

Игра сама "помогает" осознать несущественность промежуточных итогов. Первый из них, например - начальный рейтинг групп (его можно также назвать статистическим рейтингом). Он представляет из себя отношение между ожиданиями и опасениями других команд, которое выводится из опыта предыдущих ситуаций взаимодействия.

Более реальным оказывается динамический рейтинг группы - ее способность к наращиванию преимуществ в результате оперативного научения и соответствующей корректировки своих действий. Различие между статистическим и динамическим рейтингами одной группы проявляется в разнице между количеством акций, выписанной на нее в первых фазах эксперимента и игровым результатом в общей цепи поглощений. Часто группа, получившая минимальный статистический рейтинг, оказывается победителем игры, последовательно поглотив все группы.

Психологическое напряжение игры наиболее остро проявляется в последних раундах, когда остается две команды и простая арифметика соотношения их акций предопределяет конечный результат. Но именно этот сценарий часто игнорируется командой, которая "должна" победить. Возможные причины подобной ситуативной "слепоты" иррациональны: потеря контроля за наличием акций у конкурента, внутренние межличностные конфликты в борьбе за лидерство, ошибки участника в раунде за игровым столом.

Важный показатель дееспособности группы - устойчивость, реализация стратегии длительного выживания. Вариативное использование различных стратегий и тактик, лавирование во временных "союзах" может обеспечить группе с низкими потенциалами на поглощение возможность достаточно долго самим избегать "зоны риска". К примеру, одна команда, определив, что в оставшихся трех группах они будут поглощены первыми, тут же просто договорилась с будущими поглотителями о союзе против третьей, достаточно сильном сопернике, претендовавшем на окончательную победу. А далее проявила находчивость: выйдя в последний тур диадного противоборства, не имея шансов на победу, заранее договорилась с победителем об объявлении добровольного слияния двух "корпораций", чем сохранила "сове лицо" и моральное преимущество.

· Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя" Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.

http://azps.ru/training/2/trn166.html

Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя"

Цель игры - формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.

В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.

Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.

Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.

Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.

· Мозговой штурм "Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?" В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

· Образно-рефлексивная процедура "Дерево" Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы.

· Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.

· Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" Выработка у участников более объективной самооценки.

· Профадаптационная игра "Поиск выгоды" Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.

· Профориентационная игра "Сотворение мира" Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

· Процедура "Анализ моментов, на которых мы теряем время" Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации.

· Процедура "Ассоциативный тест" Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца.

· Процедура "Визитка" Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.

· Процедура "Выявление и решение педагогической задачи" Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными.

· Процедура "Доброжелательное выспрашивание" Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.

· Процедура "Доведи за меня до конца!" Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.

· Процедура "Зависимость (незаконченные предложения)" Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

· Процедура "Карусель" Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

· Процедура "Локус контроля" Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.

· Процедура "Наблюдение за работой учителя" Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке.

· Процедура "Образ Я" Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

· Процедура "Ответственность (незаконченные предложения)" Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.

· Процедура "Планирование будущего" Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни.

· Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения" Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

· Процедура "Прошлое, Настоящее, Будущее" Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.

· Процедура "Работа с ассоциациями" Развитие внимания в общении.

· Процедура "Рекламный ролик" Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.

· Процедура "С три короба" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах.

· Процедура "Скульптура зависимости" Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.

· Процедура "Телевизионный ролик" Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.

· Процедура "Что вы действительно думаете" Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.

· Процедура "Я-реальное и Я-идеальное" Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

· Процедура тренинга "Близнец издалека" Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.

· Процедура тренинга "Социологический опрос" Анализ феномена предпринимательства.

· Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?" Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст­ройства.

· Рефлексия "Здесь и теперь" Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии.

· Ролевая игра "Былой конфликт" Закрепление полученнного на тренинге опыта.

· Ролевая игра "Корпорация" Отработка простых менеджерских функций.

· Ролевая игра "Соблазнение" Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

· Ролевая игра "Съемки фильма" Отработка простых менеджерский функций.

· Самовнушение "Повышение уверенности" Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.

· Техника "Sic volo" Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы.

· Техника "Активное воображение" Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.

· Техника "Внутренний смех" Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни.

· Техника "Воскресный вечер" Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

· Техника "Герой нашего времени" Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности.

· Техника "Последний час" Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым.

· Техника "Распускание панцирей" Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.

· Техника "Сталкинг собственной энергии" Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас.

· Техника "Формирование уверенности" Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый".

· Техника "Цепочка ассоциаций" Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.

· Техники самоменеджмента Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени.

· Тренинговая процедура "Узелки Лэнга" Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра.

· Упражнение "10 заповедей" Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

· Упражнение "5 шагов" Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

· Упражнение "Cамоанализ" Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем.

· Упражнение "Cлепой-поводырь" Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.

· Упражнение "А вот и Я" Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.

· Упражнение "Автобиография" Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.

· Упражнение "Автопортрет по кругу" Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

· Упражнение "Автопортрет" Описание тренингового упражнения Автопортрет.

· Упражнение "Без маски" Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

· Упражнение "В детстве я хотел быть..." Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

· Упражнение "В чем мне повезло в этой жизни" Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

· Упражнение "Вам важно" Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении.

· Упражнение "Вексель-рейтинг" Рефлексия особенностей межличностных отношений.

· Упражнение "Включение позитивной мотивации" Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

· Упражнение "Волшебная лавка" Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

· Упражнение "Волшебная рука" Взаимная рефлексия участников.

· Упражнение "Волшебный магазин" Самоанализ жизненных ценностей.

· Упражнение "Да" Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

· Упражнение "Дар убеждения" Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

· Упражнение "Дигикон" Развитие социального мышления.

· Упражнение "Доверчивый столб" Разминка, повышение доверия друг к другу.

· Упражнение "Доверяющее падение" Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

· Упражнение "Его сильная сторона" Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

· Упражнение "Если бы..., то я стал бы..." Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

· Упражнение "Желание" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Зато..." Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

· Упражнение "Зеркало" Отработка гибкости невербального поведения.

· Упражнение "Импровизация" Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования.

· Упражнение "Качества" Помощь в выработке у участников более объективной самооценки.

· Упражнение "Комиссионный магазин" Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

· Упражнение "Контраргументы" Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию.

· Упражнение "Космическая скорость" Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.

· Упражнение "Личный герб и девиз" Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо.

· Упражнение "Меняющаяся комната" Настрой участников на переходное, трансовое состояние.

· Упражнение "Мифы" Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.

· Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы" Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.

· Упражнение "На какой я ступеньке?" Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

· Упражнение "Называем чувства" Обогащение словаря эмоций у участников.

· Упражнение "Обсуждение логичности" Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность".

· Упражнение "Педагогическая инициатива" Отработка педагогических ситуаций.

· Упражнение "Передача движения по кругу" Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии.

· Упражнение "Передача распоряжения" Отработка умения точно передавать суть высказывания.

· Упражнение "Перетаскивание стульев" Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье.

· Упражнение "Пессимист, Оптимист, Шут" Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, по­лучение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

· Упражнение "Письмо в редакцию" Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику.

· Упражнение "Портрет наркомана" Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

· Упражнение "Последняя встреча" Совершенствование коммуникативной культуры.

· Упражнение "Представление" Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

· Упражнение "Просьба" Тренировка уверенной просьбы.

· Упражнение "Развитие семантических движений" Развитие способностей самовыражения.

· Упражнение "Расследование" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Розовый куст" Упражнение для глубокой саморефлексии.

· Упражнение "Самопрезентация" Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

· Упражнение "Символика" Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз.

· Упражнение "Слалом" Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения.

· Упражнение "Слепая прогулка" Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств.

· Упражнение "Табу" Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям.

· Упражнение "Тосты" Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

· Упражнение "Тренировка педагогической наблюдательности" Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей.

· Упражнение "Три имени" Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание.

· Упражнение "Уверенные интонации" Выработка у участников навыков уверенных интонаций.

· Упражнение "Фоторобот" Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться.

· Упражнение "Хвастовство" Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления.

· Упражнение "Художник" Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.

· Упражнение "Цвет эмоций" Развитие самовыражения.

· Упражнение "Ценности" Рефлексия ценностной сферы.

· Упражнение "Чемодан в дорогу" Рефлексия личностных качеств.

· Упражнение "Что в нем нового?" Развитие наблюдательности.

· Упражнение "Чувства" Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

· Упражнение "Шахматы" Помощь в осознании того, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд.

· Упражнение "Шприц" Демонстрация ситуации уговоров, выработка "иммунитета" к психологическому воздействию.

· Упражнение "Эпитафия" Повышение у игроков готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

· Упражнение "Я в будущем" Рефлексия возможного будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: