Грузоподъёмные машины и краны предназначены для подъёма, опускания груза и транспортировки его к месту монтажа или складирования. Основным параметром грузоподъёмных машин является грузоподъёмность. Для кранов важными показателями являются также вылет стрелы, высота подъёма и грузоподъёмность при максимальном вылете.
Грузоподъёмные машины по назначению классифицируются на вспомогательные машины и механизмы и краны (рис. 5.1).
Рассмотрим устройство грузоподъёмных машин на примере башенного крана с поворотной башней (рис. 5.2). Модель аналогичного крана установлена в лаборатории.
Кран состоит из трубчатой или решётчатой башни 1, закреплённой на опорно-поворотном устройстве 2, на котором установлен противовес 3. В верхней части башни монтируется распорка 4 для направляющих роликов и оголовок 5. На башне закреплена стрела 6. С помощью механизма хода крана (М.Х.) осуществляется передвижение его (чаще краны выполняются на рельсовом ходу) в процессе эксплуатации. Поворот башни происходит за счёт работы поворотного механизма (М.П.), и, наконец, подъём и опускание груза осуществляется с помощью механизма подъёма и опускания (М.П. и О.).
|
|
Рис. 5.1. Классификация грузоподъёмных машин
При работе башенных и других кранов большое значение уделяется устойчивости крана, которая определяется как отношение момента устойчивости к моменту опрокидывания и выражается формулой
Различают два вида коэффициентов устойчивости крана - собственный Кс и грузовой Кг. Для безопасной работы грузоподъёмных машин величина этих коэффициентов должна соответственно быть Кс ≥ 1,15; Кг ≥ 1,4.
Рис. 5.2. Схема башенного крана
Рассматривая схему нагружения крана (рис. 5.2), определим моменты устойчивости и опрокидывания:
где G - вес крана; Q - приложенная нагрузка; а и в - плечи от точек приложения сил до ребра опрокидывания - А.
Эксплутационная производительность крана определяется по формуле
где tц - время цикла, мин.; Q2 - грузоподъёмность, Т; Ктех - коэффициент технической производительности; Кв - коэффициент использования крана по рабочему времени.
Порядок проведения работы
5.3.1. Используя лекционный материал, плакаты и другие источники изучить общее устройство и классификацию грузоподъёмных машин.
5.3.2. По заданию преподавателя произвести расчёт кинематических параметров лебёдки согласно схеме (рис. 5.3).
5.3.3. Определить положение центра тяжести макета крана и его вес.
Рис. 5.3. Кинематическая схема лебёдки
Для определения положения центра тяжести макета крана и его веса необходимо:
·установить рабочее оборудование макета крана вдоль хода установки и, нагружая его, определить min массу груза, которая способна опрокинуть макет.
|
|
·установить рабочее оборудование макета крана поперёк хода установки и, нагружая его, определить min массу груза, которая способна опрокинуть макет, используя уравнение вида
,
где G - вес макета крана;
Q - min нагрузка, при которой нарушается устойчивость крана;
а = а1 + х, расстояние от ребра опрокидывания до точки приложения веса макета G, состоящее из расстояния а1 от ребра опрокидывания до центра вращения (которое измеряется) и расстояния х от центра вращения до точки приложения веса макета крана;
в - расстояние от ребра опрокидывания до точки приложения груза.
Таким образом, приравняв Куст = 1, получим систему двух уравнений с двумя неизвестными:
Решив данную систему, определим вес макета G и х - расстояние от центра вращения до точки приложения веса макета.